Отстань, ма!
16.08.2011 14:05
Нужна ли грамотность? Смотрю на своего сына-восьмиклассника, и оторопь берёт. Как говорится, русский язык в систему его ценностей не входит.






В конце учебного года по телевидению прошёл ряд репортажей о сдаче ЕГЭ. Среди прочего речь шла об одной выпускнице из Омска, которая на экзаменационном листе вместо сочинения откровенно написала, что она дура. И добавила, что к литературе не готовилась, потому что будет поступать на математический.
Я в шоке. То есть если ты не собираешься связывать свою жизнь с гуманитарными дисциплинами, можно позволить себе быть неграмотным. Меня задевают такие вещи ещё и потому, что вижу отношение к русскому языку моего сына. Он неглупый парень, но какой-то легкомысленный, что ли. По складу скорее технарь, хотя переходит в девятый класс, а о будущей профессии имеет весьма смутные представления. Самое определённое, что озвучил, – компьютерные технологии, но было это пару лет назад, и с тех пор пыл его, кажется, поостыл. Сейчас сам не знает, чего хочет. Но дело даже не в этом, а в том, что нет в сыне стремления к знаниям, вообще к образованию. Живёт как птичка божия – сейчас как-то обхожусь, и ладно.
Может, в этом и наша с мужем вина, хотя я с детства старалась развивать сына, часто читала ему на ночь. Миша так привык к нашим семейным чтениям, что, когда я была уставшей и укладывала его спать без книжки, сам просил почитать ему. Брала себя в руки и старалась прочесть хотя бы страничку, потом обязательно спрашивала у сына, что он понял из прочитанного, кто из героев ему больше нравится и так далее. Муж даже посмеивался: «Профессора растишь?» В пять лет сын сам научился читать, и я радовалась, частенько заставая сына за книгой.
Когда Миша пошёл в первый класс, то был самым читающим мальчиком в классе, учительница не раз отмечала это на собраниях. И вообще он старался учиться хорошо, хотя не всё получалось, особенно по письму и позже по русскому языку – невнимательность подводила, пропускал буквы. Короче говоря, я была спокойна за Мишу, видела, что мальчик старается. Так что когда он классе в шестом в сравнительном анализе пушкинской «Сказки о мёртвой царевне» и сказки Жуковкого «Спящая царевна» первым пунктом написал: «И там и там убили бабки», – мы смужем только посмеялись.

А потом в доме появился компьютер, и понеслось – книги побоку, учёба тоже, сыну гораздо интересней стало играть в комьютерные игры, общаться с друзьями в интернете. Компьютера у нас долгое время не было, и сына как прорвало – целыми днями зависал и продолжает это делать. Я понимаю, что в наше время без компьютера не обойтись, и это тоже надо знать, но тут какой-то перекос получается.
Однажды Миша отошёл на минуту в другую комнату и я краем глаза увидела несколько строк из его переписки с другом в интернете. Привожу по памяти в авторском варианте:
Миша: «А чо ты завтра делаеш я скачал приколную игрушку можно клёво отьтянутся (улыбающийся смайлик)».
Друг: «Класно. Тока незнаю когда предки из дома свалят (улыбающийся смайлик) задалбали своими уроками (пять смайликов, выражающих крайнюю степень негодования).
Вот так! Ошибка на ошибке, знаки препинания отсутствуют, чувства выражены стандартными картинками. И ведь это стало нормой для подростков. Разве не так? Во всяком случае, я вижу вокруг какое-то тотальное скатывание ко всеобщей неграмотности. А зачем она нужна? Вести переписку можно с себе подобными грамотеями, ну а если что посерьёзней написать – компьютер автоматически укажет, как исправить ошибки.
Пробовала осторожно поговорить об этом с Мишей: дескать, сынок, что ж ты за языком не следишь, ведь это необходимо мало-мальски образованному человеку. «Ой, ма, – отмахнулся он, как от назойливой мухи, – всё в норме». Вот такой был мне короткий ответ, за которым читалось: отстань от меня со своими устаревшими понятиями.
И заметьте: сын общается с мальчиками из благополучных образованных семей, да и мы с мужем принадлежим к клану интеллигенции, у обоих высшее образование. Откуда же что берётся? Наверное, не нужно говорить, что в школе по русскому языку сын балансирует между двойкой и тройкой. Это строго говоря. Так-то учитель жалеет «хорошего мальчика», иногда завышает оценки, однажды сын даже чуть на четвёрку в четверти не вышел, но итоговая контрольная подвела. Но я же вижу, как у него обстоят дела на самом деле. И таких в его классе подавляющее большинство, особенно среди мальчиков.

Вернусь к телерепортажам. В них говорилось, что грамотность лучше всего проверяется по сочинениям. Так вот, мнения педагогов разделились. Одни говорят, что грамотность не упала, ляпы и ошибки в сочинениях были и двадцать лет назад. Как раньше писали «Трактор шёл по полю, слегка попахивая», так и сейчас «изобретательностью» удивляют: «Умер М.Ю. Лермонов на Кавказе, но любил он его не поэтому».
А директор одной из московских школ даже отметил, что ляпы эти стали намного интересней, потому что связаны со сленгом, бытующем в молодёжной среде, в интернете. И привёл пример, когда один ученик, рассказывая о «Герое нашего времени», выдал: «Печорину влом было подойти к княжне Мэри». При этом, заметив удивление на лице преподавателя, искренне удивился: как, вы не знаете, что такое «влом»?
Хорошо хоть не добавил «Темнота!», как старуха Шапокляк.
Мне более правдивыми кажутся мнения других педагогов. Они заявляют: уровень грамотности школьников сейчас настолько низкий, что комиссии вынуждены завышать на экзаменах оценки и на фоне очень плохих работ отмечать просто плохие. Почему мне так кажется, я изложила выше. Это к чему же мы так придём? Ей-богу, за державу обидно!

Из письма Татьяны К.,
г. Екатеринбург