СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Не знал, что это так огорчит маму
Не знал, что это так огорчит маму
19.01.2014 00:37
Сын сделал вид, что не понимает, о чём речь

Не знал, что это так огорчит мамуЗдравствуйте, уважаемая редакция газеты «Моя Семья»! Я хотела бы обратиться за советом к психологу Галине Белозуб. Понимаю, что таких, как я, вероятно, тысячи, но если она всё же посчитает возможным прокомментировать мою проблему (а может, и не только мою), буду очень благодарна.


Две недели назад ко мне с индивидуальным разговором обратилась учитель-воспитатель группы продлённого дня, куда ходит мой сын. Она рассказала, как случайно заглянула на перемене в мужской туалет и увидела, что мой сын целуется в губы (!) со своим одноклассником.

Серёже восемь лет, он во втором классе. С утра посещает уроки, а во второй половине дня у них дополнительные занятия, в частности аккордеон, танцы, хор. Между занятиями они с воспитателем (бывшим педагогом) выполняют уроки. Ребёнок посещает группу продлённого дня, потому что я на работе, второй ребёнок в саду, а бабушка не может качественно выполнять с ним уроки, она ему много чего разрешает и во многом потакает. Это к вопросу о том, нельзя ли забирать его домой сразу после занятий, потому что об этом я уже думала не раз.

Семья у нас полная, помимо Серёжи есть ещё дочка четырёх лет. Мы с мужем, конечно, много работаем, и по-другому пока никак. Серёжа и Оля – желанные дети. Когда родилась сестра, сильной ревности к ней я у Серёжи не замечала, наоборот, он вместе со мной радовался её первым словам, шагам. Рос Серёжа тоже без особенностей (я имею в виду патологических), всё делал в срок, особых проблем с ним не было. Ну да, как многие мальчишки – шумный, непоседливый, резвый.

В первом классе учителя жаловались на неусидчивость. Мы старались это как-то уравновешивать спортом, танцами, но всегда по его желанию: хочет – занимается.

В доме нет и никогда не было никакой порнографической и эротической литературы, кассет, дисков. В интернет у него тоже нет бесконтрольного доступа, только под моим присмотром. Телевизор разрешаем смотреть выборочно, какую-нибудь передачу или изредка канал «Карусель».

После разговора с учительницей я, конечно, говорила с ним дома. Он сначала делал вид, что не понимает, о чём речь. Потом всё же подтвердил: да, было такое. По его словам, Максим (одноклассник) предложил. И ранее предлагал ещё Даниле и Саше. Я спросила: как отреагировали они. Сын ответил, что не знает, он уже выходил из туалета. Я спросила, зачем это было нужно ему. Ответил: стало интересно, что это такое. Сказал, что не понравилось и вообще как-то глупо.

Я не смогла сдержаться – заплакала, он тоже. Сказал, что не знал, что это может меня так огорчить. Стала ему объяснять, что мужчины так не общаются между собой, что это не совсем мужское общение и поведение.

Галина Ивановна, помогите, пожалуйста, подскажите, как ещё поговорить с сыном, как лучше себя вести с ним? И что вообще думать об этом случае? Конечно, меня волнует и даже пугает возможная гомосексуальная направленность сына. Я в полной растерянности, даже не знаю, что и думать, не то что – как себя повести. Надо ли поговорить с мамой того мальчика? Как вести себя сыну с этим мальчиком? Или это мой Серёжа придумал то, что инициатива шла от Максима? Вопросов куча, ответов пока нет.
Извините за сумбурное письмо. Буду очень благодарна, если обратите на него внимание.

Из письма Ольги

Комментарий психолога

Дорогая Оленька! Вы, наверное, слышали такое выражение: каждый понимает в меру своей испорченности. Это выражение точно характеризует особенности интерпретации взрослыми детских поступков. Взрослые вкладывают свои представления в отношения детей. А дети мыслят, воспринимают мир по-другому и мотивы поступков у них не те, которые мы им навязываем. Можно сказать, что мы навязываем им свои извращённые представления.

Что движет детьми, когда они целуются или даже заглядывают друг другу в штаны? Дорогая Оленька, ими движет любопытство, это лишь этап познания: взрослые получают от этого удовольствие, может, и я получу? Я опрашивала девочек-подростков, имеющих сексуальные контакты. Спрашивала у них, получают ли они удовольствие от полового акта. Одна девчуха удивлённо на меня посмотрела и сказала: «Ну что вы, я ведь ещё маленькая». – «Тогда зачем же?» Ответ всегда был один и тот же – это круто!

Во все времена дети стремились приобщиться к миру взрослых: если я закурю, я крутой, я взрослый. То же касается и имитации всякого рода сексуальных контактов. У детей нет никаких «подозрительных» мыслей в голове, нет эротических фантазий, нет физического влечения. Только любопытство и желание показать, что я больше знаю, я крутой, прямо-таки прошёл огонь и воду. Конечно, ваш сын совершенно не понимал, чем вы так огорчены.

Что делать, когда сталкиваешься с такой ситуацией? Понимать, что дети просто имитируют поведение взрослых. И оценивая их поступки, снизить меру своей «испорченности». Так что, дорогая Оленька, проблемы всякого там сексуального текста и подтекста поцелуев вашего сына существуют только в вашем воображении.

Но есть у вашего сынишки не проблема, а, скажем так, недоработка воспитания – он не умеет отказывать. Вы или папа должны его этому научить, это входит в обязанности каждого родителя. Вам необходимо показать сыну различные (приличные) варианты отказа. Поиграйте с ним в такую игру: он будет вам и папе что-то предлагать, а вы без агрессии, не обижая предлагающего, отказываете.

Но проблема вашего ребёнка по сравнению с вашими проблемами, дорогая мама, – просто мелочи. У вас серьёзные упущения в самовоспитании, и с этим нужно работать. Лучше всего со специалистом, самостоятельно вы вряд ли справитесь. Я обозначу ваши проблемы.

1. У вас явно недостаточно знаний детской психологии. Я понимаю, что вы много работаете, но всё-таки что-то вы читаете? Ну, например, кулинарные рецепты. Без хотя бы кратких знаний детской психологии воспитывать ребёнка невозможно, будете совершать ошибки! Как, например, в этом случае. Над такими ситуациями нужно либо вместе с ребёнком посмеяться, либо, исключая всякие эмоции, сказать, что делать это не принято, это так же неприлично, как какать на улице. И всё.
2. Вы плохо владеете своими эмоциями. Не следует плакать у ребёнка «на плече», это как-то уж совсем не по-взрослому.
3. Когда вы сталкиваетесь с неприятностью, с каким-то уязвляющим вас фактом, у вас, Ольга, буквально сносит голову. Такую «потерю» головы, собственных мозгов испытывают многие эмоциональные женщины. Эмоции захлёстывают, разум отключается. Ну что стоило заглянуть хотя бы в интернет или посоветоваться с психологом, прежде чем начать накручивать ситуацию?
4. Учитесь владеть своими эмоциями, но также учитесь и держать удар. Вас что-то расстроило, и вы тут же свалили это на голову ребёнка, которого любите. Учитесь беречь своих любимых.
5. Не только вы, Оля, но многие из нас сохранили неосознанный страх перед учителями. Из-за этого запихнутого в подсознание страха многие родители не в состоянии защитить своего ребёнка. Согласитесь, учитель – он тоже человек и не всегда прав.
Дорогая Ольга! Чтобы воспитывать ребёнка, нужно хотя бы немного заняться собой. Вы наверняка не раз слышали, что нет проблемы детей, есть проблема родителей. Конечно, это не всегда так, но всё-таки воспитание – это всегда взаимодействие двух личностей. Ко мне обращаются родители с одной и той же просьбой: научите, дайте способы воздействия на ребёнка. И вроде бы тогда всё будет в порядке. Только меня не трогайте, у меня никаких проблем, проблемы только у моего ребёнка. Очень надеюсь, что вы не такой человек и не только не обидитесь на меня, но даже серьёзно обдумаете мои слова.
Желаю вам успеха в самопознании и самовоспитании,

Галина БЕЛОЗУБ
Фото: FOTOBANK.RU

Опубликовано в №02, январь 2014 года