Детский сад – это конвейер
26.01.2014 19:58
Власть над ребёнком способствует развитию садистских черт

Детский сад – это конвейерЗдравствуйте! Прочитала письмо Натальи «Будем заниматься, других вариантов нет» (№ 46, 2013) и теперь мучаюсь вопросом: интересно, где живут такие педагоги? Я знаю работу дошкольных учреждений не понаслышке, начала работать воспитателем в 1977 году, спустя 25 лет ушла на пенсию по выслуге лет. За это время была заведующей, методистом, психологом, успела поработать чуть ли не во всех двенадцати детских садах нашего города. Вывод один: везде творится одно и то же. И никто не переубедит меня в обратном.

Теперь конкретно по письму, с самого начала. Трудный мальчик Славик в первый день устроил истерику, орал, никого не слышал. И тут произошло чудо, иначе это и не назовёшь! Услышав спокойный голос воспитателя, ребёнок затих.

Возникает вопрос: ребёнок до этого никогда в жизни не слышал нормального тона? Он из семьи маргиналов, психически больных людей? Как следует далее из письма, члены семьи вполне адекватные, искренне любящие ребёнка люди. Уже непонятно.

Ладно, отнесём это к неимоверной силе педагогического таланта воспитателя. Ну вот слышат её дети, и всё тут.

Дальше. Ребёнок у неё постоянно ползает, как гусеница, или играет другие роли. Хочется спросить: а остальные дети что, взирают на это с вековой мудростью в глазах? Да любой воспитатель скажет вам, что один такой ребёнок мгновенно дезорганизует всю группу. И вариантов поведения взрослого тут до обидного мало. Сделает замечание раз, два, десять. Ребёнок не реагирует – поставит в угол или отведёт в пустую спальню. Нет результата – медико-педагогическая комиссия, и забирайте, будьте добры, своё чадо домой, воспитывайте сами.

Но в этом детском саду, как мы видим, всё не так. Не привыкли тут опускать руки, трогательно и кропотливо работают с ребёнком. Автор, судя по тому, что у неё имеется собственный кабинет и свободное время, работает методистом или психологом. Она всегда в эпицентре событий, именно там, где нужна её помощь. Они вместе со Славкой ползут в кабинет (хотелось бы мне на это посмотреть), и там опять происходит чудо. Вот сказала она: ты уже не гусеница – и нет гусеницы. Сказала: читай – он читает. Ещё и сопли за собой подтёр. Истинное чудо! И другие дети на Славку не реагируют, вот что важно, какое-то уникальное великодушие у дошколят!

Ещё одно. Цитирую автора: «Вместе с мамой мы обсуждали каждый шаг, почти ежедневно её консультировали». Мне очень интересно: где психолог находила на это время? Для консультаций типа «Развитие внимания» или «Как добиться самостоятельности» времени много не надо. Но для частых индивидуальных консультаций психолог должна находиться с ребёнком практически постоянно, ведь беседа с мамой должна быть предметной, по каждой ситуации нужно давать чёткие рекомендации. Такое впечатление, что Славик в саду единственный ребёнок, другие дети не требуют внимания. Интересно, автор искренне считает, что если ребёнок не ползает по полу, значит, он не нуждается в помощи психолога? Как реагируют родители других детей на такую гиперопеку одного ребёнка?

Вы знаете, когда я читала письмо, то представила себе конвейер по пошиву обуви. Перед некоей работницей Клавдией Сидоровной стоит конкретная задача: клеить каблуки. Работа идёт, но вдруг цепкий глаз Клавдии Сидоровны выхватывает один башмак, самый неказистый. И остальные-то далеки от совершенства, а уж этот! Наша Клавдия Сидоровна бросает конвейер на произвол судьбы и начинает вдумчиво и кропотливо заниматься одним башмаком. Пусть те ползут себе дальше, а уж этот-то она доведёт до совершенства! И плевать ей на другие. Зато тот, кто купит этот башмак, скажет ей спасибо.

Смешно? Но так и есть. Детский сад – это конвейер, где за день мимо вас проплывают 20–30 «башмаков». Нужно успеть прибить к ним каблуки хотя бы кое-как: то есть раздеть-одеть, накормить, вложить в детские головёнки какие-то знания.

Я поначалу смотрела на свою работу сквозь розовые очки и, отработав в одном детском саду десять лет, считала, что это только у нас воспитатели работают, как на конвейере, в других садах всё иначе. Вон в том саду, говорят, работают по новой методике. А в другом показали шикарное открытое занятие. Но когда мне пришлось потрудиться чуть ли не во всех садах города, я поняла, что везде одно и то же. И с каждым годом, поверьте, становится только хуже.

Я начинала работать, когда в группах было по 35–40 человек. Очень трудно. И мы, помню, всегда говорили: «Вот было бы поменьше детей, как хорошо нам работалось бы!» А потом наступил период перед закрытием ряда детских учреждений. Детей стало меньше, мы отчаянно боролись за их количество в группах, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. Мы были заинтересованы в детях, а вот отношение к ним не изменилось! Разве что в худшую сторону.

Я пришла к выводу: если воспитатель худо-бедно выполняет основные требования – это уже очень и очень хорошо. Ждать от него большего – наивность. Объясню почему.

На работу обычно приходят к семи утра. До начала рабочего дня надо полить цветы, приготовиться к занятиям, разложить пособия и прочее. Плюс встречать детей. В темпе покормить всех завтраком. Тот есть не хочет, этот не любит кашу, ещё один утром завтракал с папой, а те двое дерутся. Ладно, поели.

Теперь занятия. Кто-то хватает всё на лету, а кто-то и после двадцатого объяснения ничего не понимает. А вам надо научить. И тут, поверьте, не до индивидуального подхода. Он не поощряется. Если надо рисовать дерево – например, берёзку – её должны рисовать все! Потому что инспектор или методист гороно при проверке вам скажет: «Ваше дело – научить ребёнка, а фантазировать он будет потом. Работать не умеете».

Далее. Отзанимались – рысью в раздевалку. Вы пробовали одеть 20–30 детей? В четыре руки с няней? Пока одел последних, первые уже мокрые как мыши – вспотели, потому что в садах тепло. Воспитатель тоже мокрый, уставший, раздражённый. А по правилам на прогулке надо провести наблюдение, подвижные игры. Но мало кто из воспитателей это делает, разве что очень выносливые физически и морально люди. Остальные сбиваются в стайки и беседуют, надо же хоть немного отдохнуть.

Потом всё в обратном порядке: детей надо раздеть, а если это зима – ещё и просушить мокрые вещи хотя бы на дверцах шкафчиков. Потом мыть руки, впихнуть в тридцать ртов обед, расстелить тридцать кроваток, проследить, чтобы все спали. Иначе один не уснувший разбудит всю группу.

Ещё есть планы, педсоветы, открытые занятия, родительские собрания. А дома – своя семья, и благо, когда в ней без проблем. Скажите, есть тут время для занятий с одним ребёнком? Для индивидуального подхода, заглядывания в глазки?

Повторюсь. Если воспитатель проследил за тем, чтобы все дети нормально поели, если он попытался научить каждого считать до пяти, лепить снеговика, рисовать пресловутое дерево; если завязал шапки и шарфы, просушил одежду, а главное, вернул ребёнка целым и невредимым родителям – это максимум, что можно от него требовать.

Я давно читала, что психологи рекомендуют воспитателям и учителям каждые пять-семь лет менять род деятельности, потому что полная, почти бесконтрольная власть взрослого над ребёнком способствует развитию садистских черт. Ведь власть взрослых практически безгранична. И хорошо, если это разумный, совестливый и адекватный взрослый.

Я настолько хорошо знаю жизнь детского сада изнутри, что, как ни трудно мне было, свою внучку в сад не отдавала. Вот вы, взрослые, всегда с настроением идёте на работу? Даже если дома неприятности? При плохом самочувствии, после бессонной ночи? То-то же! Воспитатель такой же человек. Может, у неё сын начал курить, дочь встречается с непотребным парнем, а муж вчера пришёл пьяный. Или его видели в магазине с другой женщиной. И вот в таком настроении приходит Клавдия Сидоровна на работу. А тут дети бегают, кричат. И то надо, и это. Думаю, не стоит долго объяснять, насколько хорошо и комфортно дети будут чувствовать себя весь день.

Вы скажете, что она знала, какую профессию выбирала. Ну да, знала. Но ведь и вы знали: врачи, продавцы, парикмахеры, юристы. Так почему же нам хамят, провоцируют на скандал в магазинах и больницах? Нас, взрослых людей? А тут беззащитные дети.

Так что можете мне поверить: если не хочет Вася спать, то вытащить его из-под одеяла и поставить посреди спальни – это норма. Слова «Будешь баловаться, промою в унитазе» – тоже. То есть отвести ребёнка в туалет и при нём с шумом спустить воду: вот так тебя сейчас промою! Он в ужасе разрыдается и от стресса и слёз уснёт. Потому что спать должны все, любой проверяющий в случае чего устроит скандал.

Недавно по телевидению шла какая-то передача, там мужчину спросили про детский сад. И он ответил что-то вроде: «Я благодарен саду и воспитателям, это время меня закалило, я стал более сильным». Вдумайтесь, господа! Взрослый мужчина самым страшным в своей жизни считает не школу, не мальчишеские драки, не армию, не работу, а детский сад! И я уверена, так думают многие, но не все об этом говорят. Детский сад – это тяжёлое испытание для детской психики. И, к сожалению, не всех это закаляет, многих ломает, оставляет тяжёлые впечатления. А ведь все мы родом из детства.

Ещё многое можно сказать, но не хочу пугать читателей. Питание в саду – это отдельная песня, могу поделиться в другой раз. Да и об отношении к детям я рассказала малую толику.

Знаю, если моё письмо напечатают (в чём я очень сомневаюсь), многие дошкольные работники будут возмущены. Ваше право. Но четверть века, проведённые мной в этой системе, не дадут вам меня переубедить. Просто для родителей всё выглядит привлекательно: в детском саду чисто, уютно, ковры, игрушки, пахнет едой – рай на земле, да и только. Но на самом деле это болото: на поверхности зелёный мох и красота, а внизу – мутная жижа.

Поэтому мне и стало так неприятно после прочтения письма Натальи. Всё понятно, дошкольным работникам часто приходится лицемерить: улыбаться родителям, гладить ребёнка по головке. Только за закрытой дверью групповой комнаты начинается жизнь без прикрас. Нельзя быть настолько неискренней, сударыня! Если всё, о чём вы поведали, правда – напишите адрес своего сада, его номер. Страна должна знать своих героев.

Откликнитесь, дошкольные работники-практики! Заклеймите меня позором или поддержите, мне очень интересно знать ваше мнение. Желаю терпения в вашем нелёгком труде.

Без подписи
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №03, январь 2014 года