Донатас Банионис: Как я относился к русским актёрам? Снялись и разбежались |
02.02.2014 00:00 |
В свои почти девяносто лет популярный литовский артист говорит с трудом и очень лаконично. И ещё – откровенно. О том, кого он считает своим режиссёром, почему ему нравилось сниматься у Тарковского и о рецепте семейного счастья Донатас Юозасович рассказал в интервью «Моей Семье». – Вы родились, как говорили в советское время, ещё в буржуазной Литве. Помните, какой она была? – Я всё помню, что было до 1940 года. Не скажу, что было лучше или хуже, нормальная была жизнь. Мой отец работал портным, я ему помогал. Потом пришла советская власть. – В школе нам рассказывали, что до установлентария советской власти в Литве угнетали простых людей: помещики жили хорошо, а крестьяне – плохо. Это правда? – Так и было. Помещики жили очень хорошо, а крестьяне – плохо. Хотя знаете, тот, кто умел приспособиться, жил хорошо. Всё было так же, как и сейчас. – Ваша семья – из середняков? – Отец, как я уже сказал, работал портным, зарабатывал неплохие деньги. Я приносил и уносил из мастерской заказы – брюки, костюмы, всё, что он шил. Потом он отдал меня в ремесленную школу, там было керамическое отделение. В этой школе я и учился, и жил. Как раз в то время в Литву из-за границы вернулся режиссёр Юозас Мильтинис. Он несколько лет жил в Париже, учился у Шарля Дюллена, известного французского режиссёра, который не признавал Станиславского. Мильтинис открыл свой театр в Паневежисе. Объявили приём в труппу, и я, узнав об этом, бросил училище, хотя был уже на последнем курсе. И поехал к нему показываться. – Получается, вам было шестнадцать лет, когда вы пришли в театр? – Где-то так. Или семнадцать? Подожди, я ведь 1924 года рождения? А в театр меня приняли в семнадцать?.. – Почему вы стали проситься в труппу Мильтиниса? Вам нравился театр? – Конечно. Ещё когда жил в Каунасе, часто ходил в местный театр. Мильтинис был очень известным режиссёром. Он создавал театр нового типа – для народа. – Это было уже при советской власти? – Да. – Как же ему, эмигранту, да ещё из Парижа, разрешили создать свой театр? – Коммунисты принимали его хорошо, может быть, из-за знакомства с Дюлленом. – Вы сказали, что он делал театр для народа. А что под этим подразумевалось – какие-то агитационные спектакли? – Нет, не революционные и не агитационные. Он не ставил пьесы о Ленине и Сталине, а ставил классику – Шекспира, Гоголя, Островского. – Вы всю жизнь служили в одном театре – в Паневежисе. Это небольшой город даже для Литвы. Неужели не тянуло в столицу, в Вильнюс? – Нет. Мне нравилось работать с Мильтинисом. Да и он тоже не особо хотел уезжать. А спустя год после того, как появился театр, началась война, пришли немцы. – Получается, что вы пережили три смены власти: сначала пришли коммунисты, потом немцы, затем снова коммунисты. Возможно, не стоит сравнивать такие вещи, но вы заметили разницу? – Я не обращал на это внимания, постоянно работал в театре. При немцах он не закрывался, они давали нам возможность работать. Мы хорошо при них жили, и театр у нас хорошо работал. – Они что, платили зарплату? – Нет, платили зрители, которые приходили на наши спектакли. – Немцы тоже приходили? – Приходили. – Не просили поставить спектакль о Гитлере? – Нет. Мильтинис не признавал их, для него главным в жизни был театр. – Но неужели фашисты никого не арестовывали в Паневежисе? – Не-а. Разве только тех, кого считали врагами. – Большевиков и евреев? – Да. Но большевиков не помню. Вот евреев расстреливали целыми семьями. Они были врагами для немцев. – Что вам ещё запомнилось из того времени, когда Литва была оккупирована фашистами? – Мне не нравилось это. До них были большевики, но и от них мы тоже настрадались. Они ведь в Сибирь ссылали людей, сотнями, тысячами. Большевики были нашими врагами. – А немцы не враги? – Нет. Они спасли нас от большевиков. – И вас никак не коснулись ужасы оккупации? Даже в гестапо не вызывали? – Нет. Вообще ничего плохого не было, как и ничего хорошего. По крайней мере так мне сегодня кажется. Я не сказал бы, что немцы были врагами, но и не сказал бы, что они были нашими друзьями. Ни то ни сё. – Но простите, если вы считаете большевиков врагами, то зачем же вступили в КПСС? Вы ведь в ней состояли. – Состоял. Попросили, вот и вступил. – То есть сами не хотели? – Не-а. Вызвали, попросили – не откажешься. Тогда все так вступали. – Потом вы были ещё членом ЦК компартии Литвы. У вас были в связи с этим какие-нибудь привилегии? – Какие? О чём вы? Квартиру я получил, как и все. Звания давали по заслугам. Никаких особых привилегий от большевиков у меня не было. – На съезды в Москву ездили? – Конечно. Приходилось. Раз двадцать, наверное, ездил – то на съезд, то ещё на какие-то совещания. Ай, даже вспоминать не хочу. Один раз Брежнев со мной поздоровался лично. – И каким он вам показался? – Так, приятный был человек. – Получается, когда вы вступали в партию, вам тоже не нравилась советская власть. Значит, против совести шли? – И так, и не так. Меня попросили вступить в партию, но мне не нравилась ни фашистская организация, ни коммунистическая. Мне были не по душе ни те, ни другие. – В вашей биографии есть неожиданный факт – вы окончили консерваторию. Зачем она вам понадобилась? – Был нужен какой-то диплом, у меня ведь не было никакого образования. Когда стал членом партии, меня пригласили в ЦК и сказали, что нужно иметь какое-то образование. Вот я и решил поступить в консерваторию. – И на кого вы учились? – На лектора. Должен был лекции о музыке читать. – Фильм «Мёртвый сезон» сделал вас популярным. Скажите, сотрудники КГБ вас отблагодарили за тот образ разведчика, который вы создали? – Всё было хорошо. Дали почётную грамоту, сказали спасибо. Они меня тогда хорошо принимали. Правда, я на это не обращал внимания. Ну, раз дали, пусть дают, зачем же отказываться? – Как отнеслись в Литве к тому, что вы сыграли советского разведчика? – Нормально. Как ещё могли тогда отнестись? Все слушались начальников. – Писали, будто на встрече с вами Путин признался, что решил работать в КГБ после просмотра фильма «Мёртвый сезон». Это он вам сам сказал? – Всё это несерьёзные разговоры. Кто-то придумал, другие подхватили. Да, мы встречались, но такого разговора я не помню. – Вам довелось сниматься у самых разных режиссёров советского кино. С кем было интереснее работать? – Мне было интересно со всеми. Я уже был состоявшимся актёром, и было несложно. – Вы снимались в «Гамлете» у Григория Козинцева. Каким он вам показался? – Это не мой режиссёр. Он из другого поколения, совсем другого склада человек. Неплохой, но не мой. У меня не было сложностей, когда снимался у него, но чувствовал – что-то не то. – А у Тарковского как? – Вот он был мой режиссёр! – Как вы с ним познакомились? – Он сам меня нашёл. Кто-то ему, наверное, обо мне рассказывал, или он видел меня в других фильмах. Тарковский позвонил, предложил встретиться, пригласил сниматься. Он очень хорошо ко мне относился. У Тарковского был свой особенный вкус во всём. Он, кстати, совсем не воспринимал меня как чекиста из «Мёртвого сезона». Но всё-таки, если говорить обо мне как об артисте, то надо исходить из того, как работал с артистами режиссёр Мильтинис. – Он оказал на вас такое сильное влияние? – Не то слово! Он был настоящим диктатором в театре, умел делать из артиста своего помощника. Мы слушали его затаив дыхание, боялись слово пропустить. Для нас не существовало других авторитетов. Мильтинис был нашим отцом, он стоял выше всех. Он – Учитель, а мы – ученики. – Вам посчастливилось сниматься не только у великих режиссёров, но и играть с замечательными советскими артистами. – Они все были из другого списка, не из моей компании. – Это как понимать? – Другого уровня были артисты. Всё-таки я был учеником Мильтиниса, этим всё сказано. – Но те, с кем вы снимались, тоже сегодня входят в золотой фонд советского кино. – Ну и что? Я ничего общего с ними не имел. Мы были абсолютно разные, у нас были разные школы, разные взгляды. Я был учеником Мильтиниса, а они учились у других. – То есть вы даже не общались с ними потом? – Нет. Снялись и разбежались. – Вы как-то признались, что на вас большое впечатление произвёл Владимир Высоцкий. – Я слышал, что есть такой артист. Потом мы с ним снимались в одном фильме, но особых отношений не было, не получилось. Мы не стали друзьями. Вот как артист он мне очень понравился. Я больше дружил с Мариной Влади, мы с ней тоже снимались в кино. Она рассказывала мне, как Высоцкий сначала был её любовником, а потом стал мужем. Где-то у меня есть с ней фотография, надо будет поискать. – Когда Литва стала независимым государством, вас обвинили в сотрудничестве с коммунистическим режимом. Как вы отнеслись к этому? – Да как к этому относиться? Мало ли чего говорят. Поговорили, поговорили, и всё. – Но я читал, что у вас даже хотели отобрать дачу, которую вам дали в советское время. – Хотели, но не отобрали. Да, мне её дали как известному артисту. Что тут плохого? Я на ней не живу. Теперь там сын живёт с семьёй. – Многие ваши коллеги переживают, что не стало Советского Союза. Как вы отнеслись к его распаду? – Нет, у меня нет переживаний, я в принципе не любил Советский Союз, не был он мне по душе. Но знаете, я очень люблю Петербург. Разные города повидал, но Петербург нравился больше всех. Часто в нём бывал, снимался на «Ленфильме», много общался. У меня много приятных воспоминаний об этом городе. – С кем дружили в Петербурге? – Моими друзьями были художники, мне нравилось с ними общаться. Вон, видишь, мой портрет, тот, что с бородой. Его нарисовал известный петербургский художник Межиров. Интересный был человек. – В девяностые годы стало модным приглашать актёров в политические партии. Вас звали? – Нет. Да я и не пошёл бы. Надоела эта политика. – В одном интервью вы сказали, что вам больше всего нравилось время Горбачёва. Это так? – Наверное, так, если говорил. Я же с ним в США ездил. Чёрт знает, почему меня включили в делегацию. Включили, я и поехал. – Вы были известным артистом, представляли национальную республику, входили в ЦК Литовской компартии. Власть таких любила. – Но я ничего особенного не получил от неё. Всегда много снимался, работал. Вряд ли у них было какое-то особое отношение ко мне. На меня больше смотрели как на талантливого актёра. И всё. – Всю жизнь вы были женаты только на одной женщине, для актёров это редкость. Как вам удалось сохранить чувства? – Не знаю, так получилось. Она работала актрисой в театре. У нас была актёрская дружба, настоящая дружба. Может, поэтому. – У вас был успех и в театре, и в кино. Какой вид искусства вам ближе? – Я не могу сказать точно, что именно ближе. Удачи были и в кино, и в театре. Одно только могу сказать с уверенностью: артиста из меня сделал Юозас Мильтинис. Мне встречались разные режиссёры, но только его я могу назвать Режиссёром с большой буквы. – Из-за акцента вас всегда дублировали в фильмах… – Часто это делал Александр Демьяненко, знаменитый Шурик. У него это хорошо получалось. Мы с ним были немного знакомы. Говорят, он очень переживал, что после Шурика его мало снимают, но я этого не почувствовал. – Давно были в театре? – Даже не помню, когда в последний раз. И не тянет. Сегодня не мой театр, артисты играют поверхностно. На что там смотреть? – Может, кино смотрите? – Нет. Неинтересно мне всё это. Расспрашивал Андрей МОРОЗОВ Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru Опубликовано в №04, февраль 2014 года |