Воспитатель должен быть артистом |
16.06.2014 16:44 |
Волшебные подушки шепчут на ухо сказки Здравствуйте, уважаемые сотрудники! Читаем газету всей семьёй, а потом я кладу её на видное место для родителей своих ребят – работаю воспитателем в детском саду. У меня самой трое родных детей, трое приёмных и шесть внуков. В 1974 году я пришла на практику в детский сад, ещё учась в Кузнецком педагогическом училище. Нас, практикантов, поставили на группу вместе с воспитателями. Мне дали замечательного наставника – Марину Александровну. У неё была волшебная коробочка с разными пуговицами, нитками и иголками – и другая коробочка, с лентами. Принимая утром детей, она заплетала девочкам косички, если этого не успели сделать торопившиеся на работу мамы, пришивала пуговицы, если была надобность. Знала всех членов семьи каждого ребёнка, хранила секреты, в которые её посвящали не только дети, но и родители. В её группу ходил не совсем здоровый мальчик, у него была плохо развита речь, дрожали ручки, нос и губы всегда были мокрыми. Марина Александровна держала в кармане кучу чистых отглаженных тряпочек и терпеливо учила его вытирать нос платочком. Даже пришивая кому-то пуговицу или готовясь к занятию, держала в поле зрения всех детей. Вот девочки играют в магазин, она даёт больному малышу машинку. – Девочки, Ванечка вам сейчас будет хлеб подвозить. Умела предотвратить любой конфликт. В игру «Корабль» дети играли целую неделю, чтобы все, даже самые стеснительные, смогли побыть капитаном и покричать с мостика: «Право руля!» Капитаны менялись не по приказу, а по обстоятельствам: один отбыл «на учёбу», другой «в медпункт» на радость девочкам-«врачам», которые тут же поставили ему диагноз «ветрянка», третий был отправлен «исследовать Антарктиду» и так далее. Однажды, услышав, как мальчик Вова, дразня мальчика Васю, крикнул ему: «Твоя мама – поломойка», – Марина Александровна отменила все занятия, и мы разыграли спектакль о злых волшебницах Пылище и Грязище, которые отобрали у людей краски. Каких только персонажей там не было: Пауки, Космическая пыль, Тараканы, Блохи, Айболит, Мойдодыр, Дворник. И главная героиня – смелая и трудолюбивая Уборщица. Дети по ходу спектакля подбирали новые слова, выстраивали рассказ. А в конце спектакля воспитатель объявила, что сын главной героини ходит в нашу группу, поздравила его. Предложила детям придумать, как помочь Васиной маме в борьбе с грязью. Я спросила у неё: – А из какой это книги? Марина засмеялась: – А не из какой. На ходу всё придумала. Понимаешь, воспитатель должен быть артистом. Как артист получает радость от полного зала, так и воспитатель радуется эмоциональному настрою детей. И всю жизнь, работая с детьми, я испытываю радость. Плохо спят в тихий час? А у нас есть волшебные подушки, которые шепчут на ушко сказку, но слушать её нужно с закрытыми глазами. Есть зонтик, показывающий цветные сны, волшебная коробка с мультиками, которую ставят под кровать, – да много чего. А если чего-то не хватает, то придумаем, обыграем. Потом ребята расскажут свои сны, разве это не радость? Только одно правило для воспитателя: в спальне должна быть тишина. Дети спят, а воспитатель готовится к занятиям на следующий день. А чтобы ребята хорошо ели, у нас есть волшебные кастрюли и волшебные поварёшки. Кастрюля-хитрюля нам кашу сварила, Нам кашу сварила, платочком накрыла. И ждёт нас-пождёт: кто первым придёт? Поверьте, в волшебных кастрюлях удивительно вкусная каша. Родители жалуются: дети дома не едят, говорят, в садике каша вкуснее. Приятно слышать. Вчера на занятии ребёнок не сумел нарисовать снеговика, а сегодня к одному кружочку пририсовал другой и – о чудо! – получилось. Ещё вчера он не мог пересчитать предметы, а сегодня называет состав числа «5» – понял принцип. Ребёнок победил себя, и мы радуемся вместе. Я всегда даю победителю гостинец – маленький кусочек орешка, конфеты, морковки. Потому что гостинцы от белочки, зайчика, синички – они ещё вкуснее. Трудная ли у меня профессия? Очень. Постоянно заставляет думать, решать психологические задачи. Но какую тёплую, добрую энергию излучают дети, как интересно с ними разговаривать. И каждый день мирить, хвалить, объяснять, стыдить, утешать, жалеть. И учиться великой детской мудрости, а иногда и просить прощения. Ведь все мы люди, все человеки. А теперь мы с моими воспитанниками немного вас повеселим. …Строимся на зарядку. Дети убирают игрушки и постепенно подходят ко мне. Пользуюсь случаем, чтобы повторить в ними понятия «впереди», «сзади». Спрашиваю: – Анечка, кто стоит впереди тебя? – Ксюша. – А кто позади тебя? (Хитрый вопрос, она – последняя.) Аня удивлённо оглядывается. – Сзади меня мама, папа… (не очень уверенно) и бабушка. …Играют. Я неожиданно чихаю. Денис кричит с чувством: – Болейте на здоровье, Нина Евгеньевна! …Играем в почту. Вспоминаем адреса, кто где живёт. Паше очень хочется ответить. Раскидывает руки и, очень высокопарно: – Мой адрес – Россия! …Ксюша качает куклу. Подъезжает Ваня на большой машине. – Ксюша, садись, я тебя подвезу. Ксюша гордо вскидывает голову: – Отойди, я не твоя женщина. …Играют в больницу. Халат один. – Чур, я буду халатным врачом. – Ну ладно, я буду бесхалатным. …Говорим об осенних заготовках. – У хорошей хозяйки много овощей на зиму заготовлено. Что должно быть у хорошей хозяйки? Олеся: – У хорошей хозяйки должен быть хороший муж. Вот так. На неправильно поставленный вопрос – совершенно правильный ответ. Простите за сумбурное письмо, уважаемые сотрудники «Моей Семьи». Желаю вам испытывать радость от своей работы. Из письма Нины Евгеньевны Веденяпиной, с. Воскресеновка, Пензенская область Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru Опубликовано в №23, июнь 2014 года |