Дядя с душой ребёнка
11.08.2014 17:17
«Плевать, что все смеются надо мной»

Дядя с душой ребёнкаЗдравствуйте, уважаемая редакция и замечательный психолог Галина Ивановна! Хотелось бы услышать ваше мнение и совет.

Наша семья – это четыре человека: я, муж, восемнадцатилетний сынок и доченька восьми лет. Живём в частном доме, имеем небольшой огород. Дом – это наша гордость, сами построили, сделали ремонт, в общем, потрудились на славу. Строились тяжело, помощи никакой не было. Когда начали возводить дом, сыну было десять лет, дочь только родилась; жили в недострое с печным отоплением, но были счастливы, потому что долгие годы обитали на съёмных квартирах или у родственников.

Нужно сказать, нашему сыночку досталось. В десять лет он работал наравне с нами: таскал тяжести, копал огород, поливал и так далее. Возможно, тогда-то мы его и надломили, затуркали, он ведь даже поиграть с мальчишками выходил только после выполненного задания. Муж по натуре человек импульсивный, может и наорать, и матом покрыть. Всякое было, вспоминаю – ком в горле, стыдно и больно.

Но самое интересное: как бы я сына ни защищала и как бы ему ни помогала, для него папа – всезнающий и всемогущий. Однажды сказал, что в будущем хотел бы назвать сына именем отца. Честно говоря, пишу вам уже третье письмо, в двух неотправленных спрашивала совета, как наладить их отношения, но каким-то образом всё рассеивалось, проблема отходила.

Сынок родился на две недели раньше срока, до трёх лет часто простывал, рано начал говорить, у него очень хорошая память. Интересная особенность: садик просто ненавидел, в школе у него были тяжёлые отношения с одноклассниками, он их считал уродами, очень гордился тем, что учится хорошо, по успеваемости был вторым в классе. Учителя хвалили, но все говорили, что он очень занудный: никому ведь после уроков неохота что-то объяснять ученику, а сын, если ему что-то надо, до печёнок достанет.

В 11-м классе сын немного повеселел, сказал: «Забил я на всех, по фигу, что они смеются надо мной». И ведь год прожил под девизом «Мне всё равно», но в учёбе старался. ЕГЭ сдал лучше одноклассника-медалиста. Очень любит общаться со взрослыми женщинами, соседки от него без ума, хвалят: обходительный, вежливый.

Конечно, приятно, что у нас такой порядочный, добрый ребёнок. Но ему тяжело в своей среде – такой несамостоятельный, его буквально надо за ручку водить, настоять на своём он не может. В итоге медкомиссию проходили с ним вдвоём, а большинство его ровесников делали это самостоятельно.

Куда пойти учиться, тоже не знал. Вместе сидели в интернете, искали. Пассивный, быстро устаёт, ничем помогать не хочет, но поболтать – это пожалуйста. Только и слышу: посиди, поговори со мной, мне тебя не хватает. Это в восемнадцать-то лет! Вот и получается: взрослый дядя с душой ребёнка.

До четырнадцати он спал со мной, боялся темноты, никакой ночник не спасал. Примерно с двухлетнего возраста просыпался по ночам со страшным криком, никого не узнавал, а наутро ничего не помнил. Сейчас этого уже практически нет, но примерно раз в полгода может проснуться ночью и «походить». Обращались к невропатологу, тот сказал, что сын много сидит за компьютером, мозг не отдыхает. А в раннем детстве отчего это было? Компьютер у сына появился только в восемь лет.

Часто бывает депрессия, может заплакать. Знаете, всегда была ему другом, «жилеткой», до седьмого класса вместе делали уроки. Потом просто перестала понимать программу, проверяла, правильно ли собрал портфель, потому что сын очень боялся что-нибудь забыть.

Читала литературу по психологии и теперь думаю, что всё делала не так. Постоянное чувство вины, страх за сына, всё боюсь, что его кто-нибудь обидит. Муж вообще не хочет отпускать сына на учёбу далеко – вдруг там влюбится, а с девушкой не сложится, и он на почве переживаний что-нибудь с собой сделает. Я же, наоборот, думаю: может, купить ему квартиру-малосемейку, пусть учится жить самостоятельно, надоели мы ему со своими советами.

Я устала, нет сил слушать, что мир несовершенен, а сын такой замечательный. Придумал себе будущее: он миллиардер, имеет пентхаус с прислугой и так далее. Но ведь надо жить в реальности, а не уходить в мечты.

Почему меня раздражает собственный ребёнок? Ведь я люблю его, мысли о нём не отпускают. Понимаю, что характер у него не изменится, но жить-то надо своим умом, а не смотреть в рот родителям. Как не навредить сыну? Он ждёт от нас готового сценария: куда папа скажет, туда и пойду учиться. Но ведь у мужа абсолютно другой характер, он самостоятельный, уверенный, пробивной, умеет зарабатывать, при этом эгоизма – ноль, о себе думает в последнюю очередь. С ним родители как раз не сюсюкались, рос как сорняк в поле.

Говорю:
– Сынок, давай пойдём к психологу, будешь ходить на тренинги, может, станешь увереннее.
– А что я ей скажу? У меня нет проблем.

Такое чувство, что бьюсь о стену, а дверь или окно найти не могу.

Вы, наверное, устали от меня? Я и сама запуталась. Ребёнок ведь почти идеальный, но почему такой безрадостный, инфантильный? Почему его в таком возрасте не тянет к девчонкам? И самое главное, очень ко мне привязан, буквально зависим. Как разорвать эту пуповину?

Из письма Аллы

Комментарий психолога

Дорогая Алла! Благодаря толковому изложению фактов в вашем письме и квалифицированно описанным симптомам я, надеясь на вашу доброту и снисхождение ко мне, позволю высказать свои предположения. Все перечисленные особенности вашего сына укладываются в классическую симптоматику синдрома Аспергера. Разберёмся, что же это такое.

Синдром назван по имени Ханса Аспергера, который первым описал его в 1944 году. Однако лишь в последние годы стали проводиться основательные исследования с целью лучше понять состояние людей, страдающих этим расстройством. Их число растёт, и они нуждаются в помощи. Медики не знают достоверно, что именно представляет собой этот синдром: лёгкую форму аутизма или нечто другое. Сегодня никто не понимает, чем вызывается синдром Аспергера, однако точно известно, что он возникает не из-за эмоциональной обделённости или пробелов в воспитании ребёнка.

Коротко о трудностях ребёнка с синдромом Аспергера. Ему хочется иметь друзей, но трудно общаться с людьми; вместе с тем он может часами говорить на любимую тему. Его жизнь подчинена строгому распорядку, и любые перемены вызывают дискомфорт. Таким человеком часто овладевает тревога, он нередко бывает подавлен; сверстники его не понимают, считают странным.

В чём же причина сложностей вхождения в группу такого ребёнка? Ему трудно понимать мысли и чувства других людей, так как он почему-то не в состоянии правильно интерпретировать выражение их лиц и значение жестов. Если перевести на психологический язык, то такой человек не умеет читать «невербалку». А по мнению специалистов, Алла, слова помогают нам понять человека только на 15–20 процентов, остальная информация считывается с невербальных, то есть несловесных сигналов. Нам гораздо больше, чем речь, расскажут о человеке его поза, жесты, выражение глаз, мимика. Вот об эту «невербалку», которую остальные дети каким-то непостижимым образом понимают с пелёнок, и спотыкается ваш умный мальчик.

Внешне дети с синдромом Аспергера ничем не отличаются от других и часто бывают очень умными. Их особенности обусловлены нарушениями неврологического характера. Что с этим делать? Специалисты считают, что нужно приспособиться к жизни с синдромом и полагают, что это вполне возможно.

Обращаться к психиатру контрпродуктивно, помочь может хороший психолог. Перед ним и вашим сыном будут стоять две основные задачи. Первая – учиться жить в реальном мире, несмотря на то, что мир фантазий, конечно, более привлекателен для человека с синдромом Аспергера. И второе, что должен понять ваш сын: он может быть счастлив только в том случае, если будет учитывать интересы и потребности других. Люди с синдромом Аспергера не по своей вине, а по причине нарушения работы мозга крайне эгоцентричны.

Но что делать, если он не захочет идти к психологу или вам не удастся найти хорошего специалиста?

У вас и, конечно, у вашего сына есть превосходный выход. Так как у юноши не складываются отношения в среде сверстников, но в то же время он свободно общается с женщинами старше него, то… Я думаю, вы поняли мой намёк. Но, конечно, Алла, отселять его куда-то, отправлять в другой город, отрывать от семьи противопоказано. Разумно было бы вам с мужем помочь сыну определиться с учёбой и работой. Таким людям затруднительно работать в сфере коммуникативных профессий, требующих постоянного и энергозатратного общения. Юноша абсолютно не виноват в том, что у него не всегда будут складываться удачные отношения с людьми, но он может потерять уверенность в себе.

Так что, милая, добрая Алла, избавьтесь навсегда от чувства вины! Что бы вы ни делали, как бы себя ни вели, мальчик таким родился. Почему? Вот этого пока никто не знает.

Подумайте вот о чём. Может быть, вам стоит поговорить с сыном, познакомить его с его проблемой? Не принимайте решения сразу, обдумайте всё хорошенько. Не делитесь информацией с импульсивным мужем, вам придётся принимать решение самой. В настоящее время синдром Аспергера не считается болезнью и нет никакого единого лечения. Используются так называемые методы поддержки, в их основе лежит поведенческая терапия, улучшающая коммуникативные способности и навыки. Хотя и без всякого вмешательства состояние большинства детей улучшается по мере взросления. Однако, Алла, нужно не роптать на судьбу, а смириться с тем, что социальные и коммуникативные проблемы у сына в смягчённом виде всё же останутся.

Но природа, в чём-то обделив вашего сына, щедро компенсировала недоданное. Юноша честолюбив, даже амбициозен – не на пустом месте: у него высокий интеллект, изрядная работоспособность, и самое главное, он стремится докопаться до истины. У него превосходные манеры, он не просто вежлив, а, как я себе это представляю, галантен. Да, его нужно всё время поддерживать, укреплять веру в себя.

Аллочка, дорогая, когда я сталкиваюсь с какой-то проблемой, вспоминаю слова моей мамы: «Ай, детка, и хуже бывает». Не гневите Бога, оглянитесь вокруг. С благодарностью за ваше толковое письмо,

Галина БЕЛОЗУБ
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №31, август 2014 года