Включать мозги они не умеют
15.04.2015 16:54
Я не знаю, как взорвать это равнодушие

Включать мозги они не умеютЗдравствуйте, уважаемая редакция! Хочу принять участие в вашем конкурсе, так как тридцать лет работаю с подростками. Посылаю на ваш суд свои профессиональные наблюдения за современной молодёжью.

Преподаю в колледже психологию, предмет моим девчонкам нравится, особенно лекции, тем более когда с тестами. Слушают с удовольствием, в глазах неподдельный интерес, главный объект внимания – преподаватель, а не любимый сотовый телефон.

Но восторг быстро проходит, когда предлагаю примерить психологию на себя, то есть даю проблемные задания, где надо включать мозги. С этим мои студентки категорически не справляются. Не потому, что нет желания, а потому, что навыки умственной деятельности развиты очень слабо, и в этом не их вина.

Современное школьное обучение больше направлено на развитие механической памяти, чем на формирование навыка мыслительных операций. Поэтому любое задание, предполагающее минимальное творчество, вызывает недовольный ропот. Но выполнять его приходится, без этого положительная оценка по психологии не светит.

Как раз сегодня был такой практический урок. Мои «психологи» пытались синтезировать тему «Личность» с характеристиками собственной личности. Задание сложное, девчонки выворачивали мозги наизнанку, а я наблюдала и пыталась сравнить сегодняшних студентов с их сверстниками из прошлого века, моими собственными однокашниками. Сидела, смотрела и думала.

Прямо передо мной первая отличница группы, стильная красавица Елизавета. С первого курса учится стабильно и ровно, без срывов. Знает свою цель и достаточно успешно идёт к её достижению. Единственная, кто имеет конкретную мотивацию к профессии, что и способствует высокому уровню подготовки. Хотя нелишне отметить, что за ней прочный тыл сильной городской школы и благополучной семьи. Но она не «ботаник», всегда откликается на просьбу помочь, добрая, способна к сопереживанию. При этом знает себе цену и не опустит планку своих потребностей.

В вечной конкуренции с ней замечательная триада: Марианна, Ольга, Сабина, которые тоже стимулированы к получению знаний. Они хотят и умеют учиться, но проигрывают на старте, так как за плечами сельские школы, а значит, уровень подготовки значительно ниже. Их связывает тёплая дружба, они самостоятельны и ответственны, преподаватель для них – пока ещё авторитет. Таких детей я называю «идейные», их мировоззрение полностью сформировано, они не просто подчиняются требованиям, а осознанно выбирают свой путь в жизни.

По сравнению с моей юностью таких стало очень мало. В среде сегодняшней молодёжи они не диктуют основные правила в отношениях, а скорее являются аномальным исключением. Но именно они способны противостоять целенаправленному дурному влиянию и негативным веяниям времени.

Близко к ним стоят мои дорогие «динашки» – дети из педагогических династий. Их у меня двое: Агата и Катенька. Я когда-то учила их мам, теперь ко мне пришли дочери. Люблю их как своих, и они отвечают мне тем же. На практике они готовые профессионалы, просты и легки в общении с детьми и взрослыми. Видимо, всё-таки педагогические способности передаются по наследству.

Интерес к учёбе показывают ещё две мои студентки – Танюшка и Флора. Но именно показывают, так как больше всего их заботят не знания, а оценки, обеспечивающие им формальное уважение в коллективе. Они старательные и упрямые, но часто ведут себя как подростки, отвечая на любое замечание негативной реакцией. Налицо недостаточное развитие нравственно-эмоциональной сферы, запоздалое взросление, эгоцентризм. Количество таких студентов с завышенной самооценкой и неспособностью к самокритике растёт с каждым годом.

В противовес «идейным» в группе есть целый квартет «ломающихся принцесс»: Амина, Мария, Ксения, Александра. Эти отнюдь не ориентированы на профессию, на первом месте у них лень, нежелание что-то познавать даже за хорошие оценки. Учатся они неровно и, имея неплохие способности, не спешат их демонстрировать. Такое ощущение, что их главный жизненный принцип – «Всё равно». Пассивное миросозерцание – главная особенность их характера, и изменить её не представляется возможным. Я не знаю, как взорвать это равнодушие и стоит ли это делать, может быть, жить в своей скорлупе им намного удобнее!

Особняком в группе держатся замужние дамы, Милана и Настя. Одна официально замужем, другая живёт в гражданском браке. На остальных они смотрят свысока, как будто знают доступный лишь им секрет. Естественно, на первом месте у них семья, а учёба воспринимается как досадное приложение к семейной жизни. Хорошо хоть, что обе понимают: оканчивать колледж всё равно придётся, и пытаются учиться, правда, по-разному: одна – ровно, другая – от случая к случаю.

Болит душа за подранков, притаившихся на последней парте, – Валеньку и Свету. Обе выросли без материнской ласки, поэтому одна ожесточилась на весь мир, другая запугана и тревожна. Хочется им чем-то помочь, защитить, но вставать на крыло им придётся самостоятельно уже через год. Пусть мир для них будет добрым и нежным!

Ну и наконец, копия меня в юности, такая же непосредственная, несобранная, слишком эмоциональная и чувствительная Милочка. Она староста, и, несмотря на все её недостатки, группа Милу воспринимает и принимает, значит, в ней есть волевой стержень и сила внушения, характерные для лидера.

В последние пять лет в образовании появился новый термин – доводимость. У меня тоже есть в группе «доводимая» Алсу. На занятия и практику она не ходит, но исключить её из профессионального учебного заведения директор не может.

Во времена моей юности таких студентов исключали в течение месяца с формулировкой «профнепригодность». Сегодня они годами числятся в колледже «мёртвыми душами» и даже умудряются получить диплом. А потом учат детей, лечат больных. Я не знаю, с какой целью введён всеобуч в профессиональных колледжах, но эффект от этого только отрицательный.

Звенит звонок. Мои девчонки спешат сдать свои работы. Я возвращаюсь в класс и принимаю решение больше не сравнивать их юность со своей. Они, конечно, другие, но они – дети своего времени, и давайте любить и принимать их такими, какие они есть.

Из письма Ирины Марчуковой,
г. Павлодар, Казахстан
Имена и некоторые детали изменены
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru


Опубликовано в №14, апрель 2015 года