Сделала «бобошку»
27.04.2015 00:00
Когда внучка приходит в гости, все прячутся

Сделала «бобошку»Здравствуйте, уважаемая редакция «Моей Семьи»! Являюсь вашей постоянной читательницей. Люблю рассказы Владимира Гуда, отца Александра Дьяченко, Надежды Нелидовой, Павла Бурина, Александра Пшеничного, комментарии психолога Галины Ивановны Белозуб. Хотелось бы тоже попросить совета у Галины Ивановны, поскольку самостоятельно справиться с нашей проблемой не получается.

У меня двое взрослых детей и трое внуков: у дочери сын пяти лет, у сына две дочери – два с половиной года и месяц. Мы, я и муж, живём вместе с семьёй дочери, а сын с женой и детьми живёт отдельно. Старший внук очень спокойный, добрый, ласковый, не по годам развитый мальчик, с ним почти не бывает проблем, можно сказать, что мы из-за него очень расслабились. Он никого никогда не обижает, в том числе и животных. Они его, кстати, тоже очень любят. Детей первым никогда не ударит; даже если его обижает соседский задиристый мальчик, то на наши слова «Не реви, а дай ему сдачи» отвечает:
– Не буду я его бить.

Хотя наш внук крупнее и мог бы постоять за себя, в нём нет агрессивности.

Речь пойдёт о средней внучке Кате, которой два с половиной года. Она тоже девочка умная, хотя говорит пока не очень хорошо, но всё понимает. Шустрая, не плакса. Но при виде кошки или собаки норовит ухватить за хвост или пнуть ногой. При встрече со старшим братом обязательно царапает ему лицо, причём неожиданно для всех и не единожды за встречу. Просто неожиданно – как схватит за лицо, царапая ногтями. Сама она называет это «бобошка». Брат её в ответ не обижает, хотя иногда плачет. А мы и ругали её, и стыдили, и наказывали (отец ставит за это в угол или шлёпает по рукам), но всё продолжается. Возможно, она считает это такой игрой?

Такими же «бобошками» она отмечает и отца, и меня, и мою дочь. Попадает и нашей собаке – русскому спаниелю (его, так же, как и внука, не обижает только ленивый), и кошке, которая вообще-то боевая, но когда приходит внучка – сразу прячется.

Сейчас Катя пошла в ясли, и уже с первых дней поступили жалобы от воспитателя: она царапает детям лица. Мать девочки читала советы психолога, который считает, что не надо обращать на эти выходки внимания, следует просто чем-нибудь отвлечь ребёнка. Стараемся, но не всегда получается.

Особенно сейчас, когда у них появилась вторая малышка, которой месяц от роду и которую приходится буквально оберегать от прыткой сестры. Чуть отвернулись – и у малышки уже огромная царапина на лбу. При этом малышка лежит на руках у матери. А ведь можно и в глаза попасть!

Мы никогда с такими проблемами не сталкивались, дети и старший внук у нас спокойные, поэтому не знаем, как себя вести.

В прошлые выходные я находилась с внуками на даче, и когда старший был уже изрядно отмечен «бобошками», а мои замечания не помогли, я надела внучке перчатки и сказала: она будет их носить, пока не поймёт, что так делать нельзя. Думала, это подействует, но – увы. Деду она объяснила: баба надела ей варежки, чтобы она не делала «бобо». И продолжала играть как ни в чём не бывало, но умудрилась между делом стукнуть брата по лицу бокалом – перчатки-то не мешают.

Ну, сколько она могла ходить в перчатках? Мы поговорили, объяснились, помирились, и я с неё их сняла. Какое-то время дети нормально играли, но потом всё повторилось.

Пыталась я как-то на неё даже «обидеться» и игнорировать, когда, любовно глядя мне в глаза и обнимая одной рукой, Катя мгновенно расписала мне лицо «бобошкой». Какое-то время она всё бросала на пол со стола и ждала моей реакции, а затем стала заглядывать в глаза, желая помириться. Мы с ней помирились, сердечно обнялись, поцеловались, договорились, что так делать нехорошо и что девочки так себя вести не должны. Но через какое-то время всё повторилось. Причём она соглашается, что «так нельзя», но…

Можно предположить, что она ревнует родителей к младшей сестре, но ведь это проявилось задолго до рождения маленькой, да и не только по отношению к родителям. А может, характер у неё такой?

Наверное, «бобошки» серьёзной проблемой считать не стоит, но ведь в семье новорождённый ребёнок, которого ни на секунду нельзя оставить с сестрой, да и в яслях дети уже поцарапаны.

Уважаемая Галина Ивановна, мы с нетерпением ждём от вас совета.


Из письма Елены,
г. Казань

Комментарий психолога

Дорогая Елена, радость вы моя! Как приятно получать такие письма. В каждой строчке доброжелательность и ни одного оценочного суждения.

На проблему, которую вы излагаете, следует обратить серьёзное внимание. Мы с вами сейчас обсудим, что делать, но сначала – немного о воспитательнице.

У неё ведь есть образование, и даже если его нет, заведующая должна была послать её на курсы повышения квалификации. Это она должна была вам, Елена, давать советы, как вести себя с девочкой. Не маме и бабушке, а педагогу в детсадовской группе легче разобраться в ситуации и выбрать меры воздействия. Разговаривая с воспитателем, напомните ей, кто из вас работает в садике. Её бессилие говорит о профессиональной несостоятельности.

Ну, а теперь о том, как вы, близкие, должны действовать, чтобы девочка поняла: такое поведение ей же и невыгодно. Еленочка, дорогая, вы, конечно, понимаете, что детки приходят в этом мир не только ангелами, но и дьяволятами. Некоторые обладают врождённым чувством сострадания, они плачут, когда Красная Шапочка попадает в беду, а потом так же отчаянно жалеют Волка, которому вспарывают брюхо. Вот мальчик у вас такой, его не нужно учить состраданию. А девочку – нужно. Вряд ли Катя когда-нибудь станет сестрой милосердия, но не наше дело загадывать, наше дело – жить по принципу: делай что должно и будь что будет. Учите её состраданию, читайте книжки, показывайте мультфильмы, но самое главное – демонстрируйте свои чувства огорчения, обиды, боли.

Второе. Наказывать ребёнка в этом возрасте не результативно. Нужно поставить её перед выбором: хочешь себя так вести – царапаться, пинаться, вредничать – пожалуйста. Но только тогда ты будешь играть одна, никто к тебе не подойдёт. Не ругать, не кричать, а отстраниться.

Третье. Наши эмоции имеют биологическую основу. Преобладание какого-то гормона или какие-то особенности мозговой деятельности вынуждают ребёнка или даже взрослого к проявлению агрессии. Вы, наверное, знаете, что садистские наклонности – это вовсе не эксклюзив, не так уж редко встречаются люди, которые испытывают удовольствие от мучений себе подобных. Хочу напомнить вам эксперимент с крысами. На глазах у этих хвостатых били током и мучили их сородичей. Так вот, большая часть крыс сопереживала своим близким, меньшая – осталась равнодушна, но были и третьи, правда, совсем немного. У них улучшался аппетит, они активизировались и просто жирели, глядя на мучения собратьев.

Поэтому, Елена, очень хорошо, что вы сумели ухватить проблему в зародыше. Кате явно нравится вредничать, она наблюдает за вашей реакцией. Поэтому вы можете организовать её поведение только одним способом – сделать так, чтобы ей это было невыгодно.

Четвёртое. Механизм развития ребёнка – это подражание. Поэтому ваш сын и его жена должны приобрести хорошие манеры, убрать из общения вербальную агрессию.

Пятое. Для агрессивных людей всегда подбирается особая диета – это овощи, молоко, сладкое, но не мясо и не пряности. И вообще хорошо бы кормить маленького агрессора дробными порциями, но почаще. Когда мы едим, выделяется инсулин. А инсулин – антагонист адреналина.

И, наконец, как я уже говорила, Катя вряд ли станет сестрой милосердия. Скорее всего, агрессивность останется чертой её характера. Но не бывает в мире ничего только плохого или только хорошего. Есть великолепный цивилизованный способ выхода агрессии – начать заниматься спортом. Чем раньше, тем лучше. Конечно, есть надежда, что когда начнётся выработка женского гормона эстрогена, Катя станет менее агрессивной, потому что эстроген блокирует кортизол и адреналин. Но бывает и так, что, наоборот, в пубертатный период у девочек идёт всплеск агрессии. И если нет возможности реализовать эту агрессию в спорте, врачи предлагают, когда уж совсем нет сил терпеть, выместить свою злость по-японски – на боксёрской груше или какой-нибудь игрушке.

Ну и конечно, задачей каждого родителя является обучение ребёнка цивилизованным способам общения, выражения своих чувств, вербализации пожеланий. Не толкнуть, а попросить отойти, не топать ногами, требуя чего-то, а объяснить своё желание, и так далее.

Ещё раз благодарю вас за хорошие манеры, за радость, которую я испытала от разговора с вами. С уважением,

Галина БЕЛОЗУБ
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №16, апрель 2015 года