СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Материнский инстинкт так и не проснулся
Материнский инстинкт так и не проснулся
06.07.2015 00:00
Думаю, что я какая-то неправильная

Материнский инстинкт так и не проснулсяДобрый день, уважаемая Галина! Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что я не люблю своего ребёнка или, точнее сказать, равнодушна к нему. Хотя даже не знаю, как правильнее выразить свои чувства.

Мне 32 года, сыну восемь месяцев, это мой первый и единственный ребёнок. Я всегда была равнодушна к детям, а если они вдобавок капризничали – то раздражали меня. Окружающие говорили: своего будешь любить больше жизни.

Мы с мужем не предохранялись несколько лет. По врачам я не ходила, думала, если забеременею, значит, так тому и быть.

Беременность прошла нормально, роды обычные – значит, моя проблема никак с этим не связана. Семья тоже обычная: мама, папа, братья, сестра, я – младшая. Муж тоже обычный, живём спокойно.

Мне все говорили, что материнский инстинкт проснётся, когда забеременею или приложу ребёнка к груди. Или когда сын начнёт меня узнавать. Так вот, я боюсь, что материнский инстинкт во мне так и не проснулся. Конечно, я ухаживаю за сыном, кормлю его, целую, играю. Но стоит ему начать капризничать – сразу раздражаюсь. Иногда даже хочется его ударить, особенно когда щипается или кусает грудь. Я никогда по нему не скучаю, если ухожу по делам. Нет чувства, что «за своего ребёнка любого порву». И что дети – это счастье, так и не ощутила.

Понимаю, я – эгоистка. Наверное, мне хочется, чтобы за мной ухаживали, – видимо, в душе ещё не выросла. Тем более что живём с моей мамой. Я также понимаю, что должна быть благодарна Богу за то, что у меня вообще есть сын и он здоров. «Некоторые считали бы это счастьем», – постоянно повторяю я, но помогает мало.

Пожалуйста, посоветуйте, как разобраться в себе. Может, мне нужно дать волшебного пенделя?

Знаю, что второго ребёнка у меня точно не будет, но боюсь упустить этого. Очень устала от чувства вины перед ним.

Из письма Анны

Комментарий психолога

Дорогие читатели, друзья, коллеги! В предыдущей своей статье я писала о том, как работаю с вашими письмами. Я получила запрос от славной, совестливой Анны, которая просит помочь ей разобраться в себе. Сделать это необходимо каждому человеку, потому что только тогда наша жизнь будет полноценной, когда мы проживём её «собой», не изменяя себе, не пытаясь уложить себя в прокрустово ложе расхожих мнений и надуманных норм. Когда мы с вами наберёмся смелости выбраться из мира «должно быть» – в мир реальный, то будем вынуждены признать: все люди разные, и исключений так много, что о правилах даже и говорить нелепо.

Итак, переходим к анализу текста. На профессиональном сленге это называется контент-анализ. Что мучает Анну, не даёт ей покоя? Она пишет, что устала от чувства вины перед ребёнком. Почему? Потому что, как ей кажется, она не любит ребёнка так, как предписывается, то есть больше жизни, и за ребёнка не хочет «всех порвать». Остановимся на этом важном моменте.

Часто у женщин, готовящихся родить, неоправданно завышенные ожидания необыкновенной любви и счастья, которые сразу должны свалиться на женщину. А когда появляется малыш, женщина оказывается в растерянности: что бы она ни делала – ребёнок капризничает, медленно набирает вес, травмирует соски, плохо спит, болеет. В общем, куча неприятностей. Возникает раздражение, даже злость и паника: а где же счастливое материнство?

Специалисты отмечают, что у многих современных женщин вместо счастливого материнства – кошмар. И конечно, неизбывное чувство вины: я какая-то неправильная. И специалисты задаются вопросом: может, что-то изменилось в нашей биологии?

Изменилось. В цивилизованном обществе образованные женщины отодвигают материнство на более поздние сроки. Инстинкты уже не диктуют наше поведение. Мы не будем есть абы что и совокупляться абы с кем. И мы с вами знаем примеры, когда женщина одинаково любит и своих родных детей, и приёмных, и заботится о каждом из них в равной степени.

Но давайте вернёмся к письму загнавшей себя в угол Анны, которая мало того что сама себя мучает, ещё и от меня просит «пенделя». Эта просьба свидетельствует о том, что, во-первых, у неё есть комплекс вины, а во-вторых, когда Анна в детстве попадала в сложные ситуации, родители ей не сочувствовали, не помогали справиться с проблемой, а обвиняли и требовали, чтобы она сама её разрешила. Анна отмечает, что в душе она не выросла, и ещё ей хочется, чтобы за ней ухаживали. Это свидетельствует о том, что в детстве её не напитали любовью. Также мы с вами, анализируя текст, можем сделать вывод, что Анну не научили защищаться, поэтому она с лёгкостью навешивает на себя ярлык: я эгоистка, потому что не испытываю той любви, которую положено испытывать. Имеет ли это отношение к эгоизму? Будем разбираться.

Ну, во-первых, многие люди после появления в их семье новорождённого испытывают некоторую подавленность. У женщин появляется склонность к депрессии, налицо гормональные изменения, происходящие в организме матери после родов. И чем старше женщина, тем больше у неё гормональный дефицит.

Во-вторых, не у всех просыпается материнский инстинкт – и это не вина женщины, если любовь к ребёнку не проснулась сразу после родов. Хочу подчеркнуть для Анночки: любовь придёт позже. Отсутствие материнского инстинкта – это врождённая черта, изменить её невозможно, нужно просто принять и сказать себе, что это далеко не редкость, особенно в современном мире.

И, конечно, истязая себя, вряд ли поспособствуешь пробуждению материнского инстинкта, тем более что без сформированного материнского поведения он почти бесполезен. Материнский инстинкт говорит женщине, что детёныша надо защищать, а вот как с ним жить, как ухаживать за ним – это всё аспекты материнского поведения. Приведу вам пример бесполезности материнского инстинкта при отсутствии материнского поведения.

Как ведут себя самки шимпанзе, выросшие в неволе в зоопарке и никогда не наблюдавшие за поведением матерей в природной стае? После родов такая самка берёт своего детёныша и носится с ним по вольеру, не произведя нужных действий: перегрызть пуповину и отделить послед. Ни кормить грудью, ни обращаться с младенцем она не умеет, но ревностно защищает и никого к нему не подпускает. Работникам зоопарка приходится усыплять самку, чтобы спасти детёныша. Так что для любого малыша важнее материнское поведение, чем материнский инстинкт, потому что инстинкт – это защита, а забота – это уже поведение. У Анны хорошее материнское поведение: она за ребёнком ухаживает, кормит, а главное – играет и целует, то есть выражает внимание и любовь.

Материнскому поведению нужно учиться. Чему именно? Во-первых, адекватно толковать поведение ребёнка. Во-вторых, выражать словами и прикосновениями к нему свои любовь и внимание. В-третьих, и это очень важно, – играть с ребёнком. Основная деятельность ребёнка до школы – это игра, через неё он познаёт окружающий мир. Давно-давно в какой-то книжке по психологии я прочитала, что очень немногие взрослые умеют играть с детьми, чему постоянно вижу печальные подтверждения. Молодые мамы и папы не играют с малышами в мяч, не строят с ними замки из песка, да и дома практически не играют, а усаживают детей за мультики. Так что материнское поведение Анны достойно похвалы.

Мы с вами выделили сигнальные слова, которые помогли понять, какие же у Анны на самом деле проблемы, а какие она себе придумала. А теперь перейдём к тому, что я называю ключевыми фразами: и во время очной консультации, и в письмах они обязательно встретятся. Для меня такая фраза – ключ к личности пациента.

Чтобы любить ребёнка больше жизни, маме нужно быть немножко экзальтированной. Присуща ли такая экзальтация Анне? Давайте вслушаемся в её ключевые фразы: «Думала, если забеременею – значит, так тому и быть»; «Беременность прошла нормально, роды обычные»; «Муж тоже обычный. Живём спокойно». Анна – уравновешенный человек, не склонный к аффектации и экзальтации. Наверное, она – мечта любого мужчины, такая женщина может обеспечить спокойную семейную жизнь.

Надо сказать, что ребёнку Анны тоже очень повезло. Ему будет позволено расти «обычным», то есть он сможет жить своей жизнью и быть таким, каким его создала природа. Ходить в обычную школу, приносить обычные отметки – и никаких запредельных требований и ожиданий. Также ребёнку повезло и в том, что он будет избавлен от удушающей материнской любви. Ребёнка растят на уход, и первый его шаг – это шаг от матери в свою жизнь.

Анночка, дорогая, отвяжитесь вы от себя. Если вам непременно нужно что-то грызть – грызите орехи. Ребёнок счастлив не тогда, когда его безумно, то есть без ума, любят, а когда любовь к нему разумна и даёт ему свободу, право быть «обычным». Милая, хорошая девочка, я рада знакомству с вами.

Галина БЕЛОЗУБ
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №26, июль 2015 года