А мы тут все повлюблялись!
12.10.2015 14:03
Эта сказка нас очень взволновала

А МЫ ТУТ ВСЕ ПОВЛЮБЛЯЛИСЬ!Здравствуйте, дорогая моя семья! Сознательно пишу без кавычек, потому что ощущаю себя частичкой огромного сообщества близких людей. После того как в прошлом году были опубликованы несколько моих писем, читатели газеты нашли меня в социальных сетях, и благодаря этому я узнала новых замечательных друзей. Буду очень рада, если решите напечатать и это моё письмо.

Мне кажется, если каждого из нас попросить представить самую отрадную картину, связанную с детством, то большинство людей не сговариваясь мысленно увидят один и тот же сюжет: ребёнок, увлечённо слушающий сказку перед сном. На нежных щеках румянец волнения за судьбу любимых героев, глазёнки сияют от предвкушения последующих событий, маленький рот слегка приоткрыт, как будто малыш хочет отведать на вкус интересную историю. Дитя внимает каждому слову самой красивой, самой доброй, самой замечательной на свете сказочницы – мамы. А она – одухотворённая, нежная, ласковая – сидит рядом, сплетая из простых слов сказку дивной красоты и мудрости. Идиллическая картинка, правда?

К сожалению, действительность оказывается не такой прекрасной. Большинству нынешних молодых мам, занятых работой, учёбой, а иногда ещё и устройством личной жизни, очень часто не хватает ни времени, ни желания заниматься такой «ерундой», как сказка детям перед сном. Зачем тратить на это время? Хочется сказочных историй – на тебе, деточка, планшет, айфон, компьютер, на худой конец пульт от телевизора – и смотри мультики сколько душе угодно! Как поётся в песне, «нажми на кнопку – получишь результат». Только вот каким будет результат?

Работая более двадцати лет учителем мировой литературы, я с грустью ежегодно наблюдаю за пятиклассниками, только перешедшими в среднюю школу. Это чистые, улыбчивые, замечательные дети! Курс литературы в пятом классе примерно на семьдесят процентов построен на сказках – как народных, так и литературных. В сентябре-октябре изучаем тему «Фольклор», и я провожу для ребят мини-викторину по народным сказкам. Как правило, результаты очень печальные. Совсем тоскливо становится, когда прошу детей назвать те сказки, которые им читали или рассказывали родители. Отвечают единицы.

А ясноглазый мальчишка Даня искренне спросил: «Да зачем вообще эти сказки нужны? Какая от них польза? Одни выдумки!» Я спокойно поинтересовалась, есть ли ещё в классе те, кто считает так же. Почти половина учеников, в основном мальчики, поддержали мнение, что сказки – пустая трата времени. Тогда я загадочным голосом сообщила детям, что на самом деле всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Что сказки – это своего рода сундуки с сокровищами. Детки оживились и пожелали узнать, какие такие сокровища там спрятаны.

Я объяснила, что во все времена мудрость и жизненный опыт считались главной ценностью в жизни. И всё это присутствует в каждой сказке. Некоторые юные скептики мне не поверили, засомневались: «Неужели в каждой-каждой сказке?» Я пообещала, что они сами во всём убедятся.

И вот постепенно, урок за уроком, ребята в каждой прочитанной истории учились по крупице находить то, что может обогатить человеческую душу, стали понимать значение истинных человеческих ценностей: доброты, милосердия, трудолюбия. Всем сердцем мои пятиклассники полюбили сказочных героев: отважного и любознательного Синдбада, скромную и работящую падчерицу, получившую щедрую награду от Госпожи Метелицы, справедливого и бесстрашного Маугли.

Сильно взволновала ребят, вызвала самые жаркие дискуссии чудесная сказка Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Я была просто счастлива в конце урока: все пятиклашки сумели понять, что жестокость и равнодушие к самым близким людям могут привести к очень серьёзным последствиям, утвердились в мысли о том, что родителей нужно уважать и ценить независимо от того, насколько они богаты, молоды и красивы.

Много разных вопросов задают ученики, почти всегда это связано с реальной жизнью, с тем, что волнует их больше всего. Детишки в этом возрасте необыкновенно искренние, открытые, готовые поделиться сокровенным. В 5 «б», к примеру, детки на первых же уроках со свойственной их возрасту непосредственностью сообщили мне:
– А мы тут уже все повлюблялись! Вот я люблю Дайану, а Даня – Лесю, и Захраб тоже Лесю любит…
– А за что вы любите этих девочек?
– Ну-у-у… Они такие красивые… и ещё не дерутся!

И снова обращаемся к сказкам, вспоминаем, перечитываем, приходим к выводу, какие девичьи качества больше всего ценились у разных народов, за что героини получали заслуженное счастье.

Конечно, с возрастом сказочный флёр исчезнет, уступив место подчас жестокой реальности: к сожалению, не всегда добрые, умные и трудолюбивые девушки становятся счастливыми и любимыми. Но всему своё время, и пусть пора разочарований немного подождёт.

В моём детстве, наполненном добрыми и светлыми сказками, была пластинка, которую я очень часто слушала. К сожалению, забыла имя исполнителя, но прекрасно помню каждое слово песни, особенно припев:
Рассказывайте сказки дочерям!
Пусть молодцы везут их по морям.
Те сказки сочинили мудрецы,
И для девчонок мудрецы
Придумали счастливые концы.


К счастью, жизнь не заставила меня разочароваться. Может, это и смешно, но я свято верю в мудрость сказочных историй, в счастливый конец, в справедливость и победу добра. Ведь если в сердце есть любовь и терпение, то всё обязательно сбудется!

Из письма Елизаветы Рябовой-Ус,
Днепропетровская область, Украина
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №40, октябрь 2015 года