«Ура, снова в приют!» |
09.11.2015 13:50 |
Дети спокойно реагируют на то, что их заберут из семьи Здравствуйте, уважаемая «Моя Семья»! На страницах вашей газеты не раз обсуждались вопрос рождаемости, проблемы многодетных семей. Именно такая семья живёт рядом со мной, в соседней квартире. Возраст детей – четыре года, два года, год, два месяца. Впечатляет? Может быть, вам будет интересен мой рассказ. По данным Нижегородстата, в период с 2006 по 2012 год рождаемость у женщин от 25 до 29 лет увеличилась более чем на 42 процента. Когда моей многодетной соседке пришло время рожать четвёртого ребёнка, встал вопрос: кто будет присматривать за остальными детьми? Социальные службы предложили отдать старшую девочку в приют. Мы, соседи, узнали об этом, когда Аню уже увезли. Обсудив положение, решили, что Аня нам не чужая, а девочка она шустрая и озорная, поэтому будет лучше, если мы за ней присмотрим. Правда, у нас возникло множество вопросов. А поскольку живём мы в сельской местности, то главный из них – где приютские дети моются? Постановили, что я схожу к ним и выясню всё на месте. Дело происходило в конце августа. Приют в деревне Арья встретил меня утренней свежестью и пряным запахом цветов. Поразила тишина. Хотя потом выяснилось, что ещё не все дети вернулись с каникул. Я осмотрелась: обычное здание, похоже на детский сад. Внутри у входа – стойка с охранником. По моей просьбе вышли директор Елена Александровна Черничина и её заместитель Алексей Владимирович Кузнецов. Я озвучила им вопрос, и мне с готовностью рассказали, что дети моются в бане раз в неделю. Младшим помогает мыться воспитательница. Надо отдать должное сотрудникам приюта: дети выглядели чистыми и опрятными. Увидев на Ане платье с пуговицами, я спросила, кто их пришивает. Ответили, что сестра-хозяйка. Я искренне ей посочувствовала: всем известно, с каким постоянством дети теряют пуговицы. Спросив разрешение погулять с ребёнком, взяла Аню за руку, и мы пошли на игровую площадку. Первое, что мне сказала моя юная соседка: – Цветы рвать нельзя, их можно только нюхать. «Вот так сюрприз!» – подумала я. За лето она оборвала дома все яркие цветы, попавшие в поле зрения. Нюхать цветы я категорически отказалась по причине аллергии, зато Аня с удовольствием обнюхала все. Далее мы катались на качелях, крутились на карусели, секретничали в беседке. Аня предложила прокатиться с горки, но я не отважилась. Меня интересовало интеллектуальное развитие детей, но я не знала, как приступить к опросу. Аня проявила инициативу, рассказав, что научилась складывать мозаику, а ещё выучила три буквы: «д», «м», «н». Помолчав немного, сказала: – Я обязательно научусь читать. Девочка не переставала меня удивлять. Последний раз я видела её с печатным изданием, когда они вместе с сестрёнкой раздирали газету на мелкие клочки. А теперь ребёнок узнал, для чего эти печатные издания нужны. Следующий вопрос, который меня беспокоил: как объяснить Ане, почему она здесь, а не дома? Мой рассказ о том, что у Ани появилась ещё одна сестрёнка, девочка восприняла совершенно спокойно. Спросила только: – А ты ко мне ещё приедешь? Я ответила утвердительно. По рассказам работников приюта, многие дети спокойно реагируют на то, что их заберут из семьи. Один мальчик, увидев социальных работников, даже закричал: – Ура! Опять в приют! Рассказали и историю, как десятилетний мальчик привёл ночью в приют своих голодных и оборванных сестрёнок. – Возьмите нас, дома есть нечего. Ночью столовая была закрыта, и им дали то, что было. А были только хлеб и чай. Воспитатели со слезами на глазах смотрели, как дети с жадностью едят сухой хлеб и запивают его холодным чаем. Конечно, в мои последующие посещения приюта оказалось, что проблем там предостаточно. Однажды мальчик вырвал у меня из рук сумку: – Дай мне конфет! Хочу конфет! Пока я растерянно озиралась, воспитатель забрала у него сумку и отдала её мне со словами: «Держи крепче». Позже я увидела в приюте пятилетнюю девочку, которая не проронила ни слова. Оказалось, что она почти не разговаривает. В подростковом возрасте я зачитывалась книгами Макаренко, и меня интересовал вопрос: как современные педагоги воспитывают новое поколение трудных детей? На мой взгляд, ребята из многодетных и не слишком благополучных семей, собранные в одну группу, – взрывоопасная смесь. Как-то Аня подтвердила мои догадки, сказав, что мальчики дерутся. Тогда я её спросила: – Аня, а если вы озорничаете, как вас наказывают? Ставят в угол? – Нет! – категорично ответила девочка. – Ругают? Аня неопределённо покачала головой. «Значит, всё-таки ругают», – подумала я. «Коммуной» повеяло только один раз, когда Аня сказала: – Те конфеты, которые ты приносила, все сразу же съели. Не поняв сути проблемы, я переспросила: – Что, даже с тобой не поделились? Аня повернулась ко мне и с выражением на лице, которому мог бы позавидовать сам Спиноза, ответила: – Но когда другим детям приносят гостинцы, я ведь тоже у них беру. От торжественности момента у меня дух захватило: вот оно! Лучше съесть конфетку вместе с другими, чем много конфет в одиночестве. То, что у нас в стране увеличивается рождаемость, – это хорошо. Как-то Никита Михалков сказал: «Сегодня это дети, а завтра – народ». Я бы это выражение перефразировала так: «Сегодня это дети, а завтра – рабочие, врачи, учителя, инженеры». И от всех нас зависит, будут ли рабочие добросовестными и трудолюбивыми, а специалисты – грамотными. Из письма Галины Ивановны Цапаевой, п. Арья, Нижегородская область Фото: PhotoXPress.ru Опубликовано в №44, ноябрь 2015 года |