Нечего напрягать ребёнка
01.02.2016 16:12
Театрализованные представления с самолётиками

Нечего напрягать ребёнкаЗдравствуйте, «Моя Семья»! Прочитала заметку читательницы Галины «Нынешние дети даже хлеб порезать не могут» (№40, 2015). Во многом с ней согласна, кроме одного: отпускать семилетнего ребёнка одного в школу или на занятия в кружок в наше время опасно. Правильно делают родители, что всюду возят и водят своих чад, конечно, если у них есть такая возможность. Так спокойнее.

В прошлом году в нашей школе случилась страшная трагедия. Прямо около школы, перед светофором на зебре, сбили насмерть первоклассника; он жил неподалёку, через дорогу. Побежал на мигающий жёлтый, и… Страшно. Считаю, таких маленьких однозначно нужно водить в школу за руку.

Но вообще хотелось бы подискутировать насчёт самостоятельности детей, потому что вижу устойчивую тенденцию – растить абсолютно инфантильных личностей. Я воспитываю восьмилетнюю дочь, у моих подруг и знакомых тоже есть дети, поэтому могу привести массу примеров. Судите сами.

Сыну подруги девять лет. Его спальня на втором этаже частного дома, спит с радионяней (устройство, которое связывает ребёнка с родителями, находящимися в другой комнате. – Ред.). Если мальчику приснится страшный сон или захочется ночью попить, он с помощью радионяни зовёт маму, и та исполняет его пожелания. Не напрягает ли это маму? Нет, она сама является инициатором таких ночных бдений, а то вдруг мальчик ненароком свалится с лестницы.

Мне этого не понять. Моя дочка по ночам, если приспичит, спускается сама, делает свои дела и снова идёт спать, чай не три годика. Да и я, если бы была ребёнком, не стала бы будить маму, чтобы она принесла мне попить, мне бы совесть этого не позволила. А тут мальчик! Где его смелость, когда видит нехороший сон? Где ловкость, чтобы не навернуться, спускаясь с лестницы? Где забота о маме, которой утром вставать на работу? Считаю, что подруга воспитывает инфантила.

Дочке лучшей подруги 12 лет, так мама до сих пор купает её в ванне. Спрашиваю, зачем она это делает, ведь девочка уже большая. Причин – масса: не хочу оставлять её в ванне одну, ведь может утонуть; плохо вымоет волосы, не домоет спину и шею, гениталии. Я недавно сказала подруге: «Мать, у неё скоро месячные начнутся, ты и тогда будешь её мыть?» Ответ убил: «Тогда – тем более!»

Мне тоже неспокойно оставлять восьмилетнюю дочь одну в ванной комнате. Я либо прошу, чтобы она что-нибудь пела – любит купаться и петь, – либо постоянно кручусь около ванной, спрашиваю: «Ау! Всё хорошо?» Иногда могу помочь ей вымыть голову, она обычно плохо смывает шампунь. Но каждый день купать взрослеющего ребёнка – это слишком, моя уже просто стесняется. А для дочки подруги это норма.

Ещё одна моя подруга не хочет отдавать в садик сына, которому 4,5 года, потому что – внимание! – он не умеет самостоятельно одеваться и есть. Нет, ложку-то мальчик держать может, но зачем, если мама кормит, бегая за ним по всей комнате? Или устраивает театрализованные представления с самолётиками, вертолётиками и прочей ерундой, годящейся для очень маленьких детей.

Подруга постоянно жалуется: мол, ей хочется скорее выйти на работу, а сад им пока заказан, потому что у сына ещё и с горшком до сих пор проблемы. Говорю ей: «Отдавай его в сад поскорее, а то так и будешь до школы с ложечки кормить. Там деток много, он за компанию и есть сам начнёт, и одеваться научится». Но у той один ответ: «Ты просто не знаешь моего ребёнка!» Ну конечно, это все остальные дети обыкновенные, а у неё – особенный.

Дочери двоюродного брата 16 лет, учится в десятом классе. Что такое почистить картошку, она не знает. Максимум, что может, – согреть себе воду в чайнике и пожарить яичницу. С одной стороны, это не страшно, придёт время – научится. Только не понимаю брата, который делает большие глаза, когда я рассказываю, что мы с дочкой вместе резали салаты на Новый год. Он считает, что нож – это крайне опасная штука и нечего напрягать ребёнка. Чем напрягать-то?

Я тоже ращу не слишком самостоятельную дочку, порой даже постель за собой не заправит, говорит: «Я не умею!» В магазин всегда готова сбегать, но я сама не пускаю: у нас на перекрёстке бесконечные аварии, машины нередко вылетают на тротуар, боюсь за ребёнка. Провожаю до злополучного угла, а дальше она уже бежит сама.

А я в её возрасте водила в садик и забирала из него четырёхлетнюю сестру. Он находился довольно далеко от дома, нужно было переходить две оживлённые дороги. Но я была ответственной девочкой, мне доверяли, да и время, безусловно, было гораздо спокойнее.

Когда мы приходили из школы, родители находились на работе. Разогреть обед не составляло труда, уроки делали без напоминаний, потому что это было надо нам. Сейчас я свою дочь частенько дёргаю, заставляя сделать уроки, собирать портфель, как будто это надо мне.

Не припомню, чтобы нам с сестрой давали карманные деньги, обычно мы их зарабатывали. Как? Летом собирали колорадских жуков на огороде или мыли машину, зимой делали папе маникюр. Он у нас всю жизнь занят то строительством, то ремонтом машин, так что руки разъедены цементом, под ногтями плохо вымывающееся машинное масло и солидол; обработать его ногти было нелёгкой задачей, я занималась одной рукой, сестра – другой. В результате на красивые канцтовары и на жвачку зарабатывали.

Когда стали старше, копили денежки на гулянки. Нам покупали в основном необходимые вещи, и, чтобы иметь что-то ещё, надо было потрудиться.

Вынуждена признать: сейчас дети получают всё, что надо и не надо, и почти всегда по первому требованию. И мы с мужем поступаем так же. Наше детство было совсем не богатым, временами даже тяжёлым – 90-е годы, – поэтому стараемся дать ребёнку всё, чего не было у нас, и даже больше, в том числе и родительское внимание, которого нам тоже не хватало. Вот и перегибаем палку.

Но ведь факт в том, что такая тенденция не доведёт до добра. Это ненормально – чрезмерно опекать ребёнка, ненормально мыть взрослую дочь, негоже, когда здоровый девятилетний ребёнок спит с радионяней. Самостоятельность – очень важная штука, в жизни пригодится, и научить детей быть самостоятельными – наша обязанность, родительская задача. Справиться с этим в одиночку ребёнку будет очень трудно.

Кто-то может возразить: подумаешь, какая трагедия, если ребёнок в пять лет не научился вытирать попу, – научится, никуда не денется! Бесспорно, научится. Но разве мы можем предугадать, чем через двадцать лет обернётся для русского народа повальная инфантильность целого поколения?

Из письма Анастасии
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №04, февраль 2016 года