Зачем ребёнку компьютер?
13.06.2016 22:46
Эти дети не могут даже конфету развернуть

ЗачемЗдравствуйте, уважаемая редакция! Вот скажите мне, технический прогресс – это хорошо или плохо? Где грань между необходимостью и ненадобностью? Кто за кем – люди за прогрессом или он за ними? И какова в итоге цель этой бессмысленной гонки? Чего хотим-то? Сделать жизнь лучше, удобнее, радостнее?


Когда появился интернет, мы практически перестали общаться вживую. Зачем, если можно отправить электронное письмо или списаться в социальной сети? Ладно, что я к интернету привязалась. Он помогает выстраивать общение без границ, получать образование, быть в курсе новостей, покупать билеты без очередей. Удобно? Очень. Поехали дальше.

С производства практически сняли изготовление детской одежды с пуговицами. Если пуговицы и есть, то они носят чисто декоративный характер. Удобно? Очень! Особенно для мам маленьких детей по утрам. Тут себя бы поднять, собрать на работу, а ещё ребёнок сонный сидит, одеваться не хочет. Быстро натянул на него трикотажную футболку, штаны на резинке, боты на липучке – красота. Побежали, побежали, побежали!

Шнурков на детской обуви тоже практически нет. Замочек «молния» или «липучка». Тоже очень удобно. Ребёнок запрыгнул в обувь и поскакал. Не надо пыхтеть, завязывая.

И что мы в результате имеем? Отсутствие пуговиц и шнурков ведёт к несогласованности действий обеих рук и нарушенной мелкой моторике. То есть то, что раньше формировалось в ребёнке каждый день легко и непринуждённо, между делом, теперь надо развивать специально.

Даже ложку детям теперь дают гораздо позже. Зачем, если в продаже есть специальный «корм» для детей. Он в удобной пластиковой упаковке, в виде пюре, его не надо есть ложкой. «Корм» на все случаи жизни – фруктовый с печеньем, мясной с овощами. Выдавил пасту из тюбика – и всё. Удобно? Очень! Особенно в дороге, особенно вне дома, когда нет времени приготовить перекус.

Что имеем с отсутствием пищи, которую надо грызть и жевать? Неправильное развитие жевательных мышц, слабость мимических, нарушения в звукопроизношении, полное отсутствие речи.

Ко мне, педагогу-дефектологу, первый раз пришли дети, которые не умеют жевать! Причём не один-два, а гораздо больше. И им не по три года. Приходится учить не только ложку держать, но и жевать. Не складывать еду за щёки, не высасывать её, а жевать или грызть и проглатывать. Приходится следить, чтобы наверняка прожевали и проглотили еду, а не выходили из-за стола толстощёкими хомячками.

И снова вернёмся к гаджетам. Скажите мне, зачем маленькому ребёнку планшет? Может, я чего-то не понимаю в этой жизни или стала старой и ворчливой. Зачем? Что ребёнок может развить в себе, часами вглядываясь в экран?

Этим летом я была в Тунисе. Огромный отель, отдыхающие – преимущественно семьи с маленькими детьми, этакий Вавилон в миниатюре. Мне интересно, как развиваются малыши других стран, поэтому наблюдала за детьми во время посещения ресторана. Где, как не там, можно увидеть большое скопление людей!

Если честно, была в ужасе. Мамы и папы (французы, немцы, поляки, арабы – неважно) вручали детям планшеты или телефоны, чтобы не мешали есть.

Сидит полуторагодовалая кроха, обеими руками держит гаджет. Держит в напряжении, потому что планшет большой и тяжёлый, и ловко орудует большими пальцами, елозя по экрану.

Обратила внимание, что малыши лет трёх-четырёх многие предметы берут четырьмя пальцами, сомкнутыми вместе, а большие пальцы отставляют в сторону. Ложку – всей рукой, карандаш – всей рукой, детали конструктора – всей рукой, оттопырив большой палец. Как это делают приматы.

Стало страшно. Неужели все эти предметы, которые создавались для взрослых людей, для работы и общения, настолько необходимы маленьким детям?

По возвращении домой начала наблюдать за детьми соотечественников. Та же картина. Не успели войти в автобус, маршрутку, уселись на место – мама протягивает ребёнку телефон или планшет. Он пыхтит и держит, напрягая ладошки, что-то там разглядывает, успевает запустить игру.

То есть весь мир, богатый красками, запахами, звуками, намеренно сужается до маленького экрана. Как потом объяснять детям понятия «бархатная осень», «дружная весна», «говорливый ручей», «искристый снег», «невзрачная улица»? Из словаря ребят постарше стали исчезать слова, обозначающие объём, качество предмета.

Неужели в нашем безумном мире всё настолько плохо, что мы поручаем воспитание и обучение наших детей технике?

Несколько дней назад я возвращалась из Екатеринбурга на электричке. Пассажиров было немного, напротив меня скамейка оказалась пустой, и перед самым отправлением электрички в вагон вбежала мама с маленьким мальчиком. Они осмотрелись и сели напротив меня. У мамы небольшая сумка, у мальчика – рюкзачок.

Я начала за ними наблюдать, решив угадать, на какой минуте мама даст ребёнку планшет или телефон. Но мама сначала вручила ребёнку маленькое яблоко. Малыш с удовольствием сгрыз его, отдав маме огрызок. Немного посмотрел в окно. Потом вытащил из рюкзака две книжки.

– С какой начнём? – спросила мама.
– Вот эту давай, – мальчик подал маме книгу «Человек рассеянный с улицы Бассейной».

Они прочитали одну книгу, потом вторую. Я подумала: ну вот, книжки кончились, сейчас малышу дадут телефон. Но мама начала объяснять мальчику, какой мост мы сейчас проехали, для чего он нужен, из чего его строят, как и кто. Отвечала на вопросы ребёнка.

Я присмотрелась к мальчику. Решила, что ему точно есть четыре года, уж в определении возраста детей я никогда не ошибалась – опыт.

И тут мама вытащила из сумки шнурок, зелёный и длинный. Вот скажите, что можно делать с обычным шнурком? А мама с ребёнком почти час играли в разные игры. Они по очереди складывали из него фигуры, мальчик ловил шнурок в подставленную ладошку, развязывал узлы, которые завязала мама, и наоборот.

Я сидела и любовалась! Это было так здорово и так необычно в наши дни.

Потом мама связала запястья сына шнурком, спрятав концы, и сказала:
– А теперь выпутывайся!

Надо было видеть, как мальчик работал пальцами, кистью, как ловко он справлялся с заданием! Счастливый донельзя вручил маме шнурок и попросил ещё.

– Знаете, я думала, что вы ему сразу дадите телефон, чтобы он был чем-нибудь занят. А у вас столько затей, – призналась я маме.
– Зачем ему телефон? – искренне удивилась женщина. – Телефон нужен, чтобы позвонить, передать или получить необходимую информацию. Ему телефон точно не нужен.
– Сколько лет мальчику? – спросила я. – Четыре?
– Нет, только три исполнилось, – ответила мама. – Мы в зоопарк ездили сегодня. Любим в выходные прогуляться по большому городу с пользой для дела.

Из электрички я выходила в отличном настроении. Есть ещё в нашем мире нормальные мамы! Пусть это уже стало исключением из правил, но я надеюсь, что не всё потеряно.

Решила написать всё это после того, как восемь из десяти вновь прибывших в наше учреждение детей не смогли развернуть конфетку. Обычную карамель в фантике-закрутке.

Это оказалось очень сложно: прихватить щепотью и согласованно действовать обеими руками, раскручивая обёртку в разные стороны. Не могут! Пытаются ухватить «хвостики» карамели четырьмя пальцами, без участия большого пальца, и не в состоянии разом крутить в противоположные стороны.

Детям по четыре-пять лет.

Из письма Натальи,
Свердловская область
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №23, июнь 2016 года