Папа прячется в кустах
04.07.2016 12:38
Разрешите настучать вашему мужу по голове

Папа прячется в кустахЗдравствуйте, «Моя Семья»! Читаю вас давно, много раз хотела написать, кому-то что-нибудь посоветовать, но всё руки не доходили. А теперь в моей жизни появилась проблема, которую не могу решить самостоятельно. Адресую своё письмо психологу Галине Белозуб, надеюсь на отклик. Очень важен совет Галины Ивановны, я уважаю и ценю её мнение.

Меня зовут Юлия, 39 лет, есть муж и двое детей. Старшей дочери уже 20, она учится, живёт своей жизнью, в её детском возрасте проблемы решались по мере поступления и как-то сами собой. Болела, как и многие дети, в садик пошла легко, без слёз. В школе училась хорошо, хотя очень подвижная и это немного мешало педагогам.

Но моя проблема связана со вторым ребёнком. Сыну 3,5 года, он родился очень рано, в 30 недель беременности, посредством кесарева сечения. Что переживает мать, когда видит своего ребёнка в реанимации, подключённого к аппарату искусственного дыхания, всего в трубках, знает только тот, кто с этим сталкивался. Я просто выла в своей палате и молилась целую неделю. Через месяц нас выписали домой, родные успокаивали, что всё будет хорошо – мол, и не такие выкарабкиваются.

Не стану писать о том, сколько было бессонных ночей, сколько проблем со здоровьем возникло и у меня, и у сына. Когда сыну исполнился год, в нашей  городской детской больнице ему поставили диагноз «ДЦП, гемипарез правосторонний». Когда ему было месяца три-четыре, я замечала, что берёт игрушки только левой рукой, ползает по-пластунски на животе, а не на коленях. Сидеть начал месяцев в семь, зато болтать стал очень рано и в год говорил 10–15 слов.

Многие думают, что ДЦП обязательно влияет на речь и умственные способности, но это не так. Есть очень умные детки, опережающие в развитии своих сверстников. Мой сынок любит размышлять, общаться, он знает буквы и уже пытается читать. Увлечён всем, что связано с космосом, знает названия всех планет. Мы с ним много разговариваем и гуляем, сын любит природу, подолгу рассматривает каждую букашку, каждый цветок, задаёт кучу вопросов: а что это, а как называется? И что интересно, всё запоминает.

Его физический дефект состоит в том, что он чуть-чуть приподнимается на носок правой ножки, а пальчики правой руки не могут ухватить мелкие предметы. Ложку и карандаш держит левой. Многие люди просто не замечают этого – да что говорить, даже врачи удивлялись, что у него такой диагноз. Мы каждый день занимаемся гимнастикой, делаем массаж, принимаем лекарства. Ездили в областной центр, делали МРТ головного мозга, никаких кист нет, всё хорошо.

Милая Галина, будет ложью сказать, что я не переживаю. Дышу через раз, нахожусь в постоянном напряжении, боюсь, что с сыном что-нибудь случится, беспокоюсь за его дальнейшую жизнь, особенно в школе. Ведь не секрет, что дети в подростковом возрасте жестоки. И как его к этому подготовить?

Моим родственникам известно, что у сына проблемы со здоровьем, но они не знают диагноза, не могу его назвать даже маме. Они живут в другом городе и изредка приезжают к нам на день-два. Всё спрашивают: когда в садик? Считают, что я сильно жалею сына. Он, конечно, привык весь день быть со мной и очень ко мне привязан, потому что старшая сестра не принимает в его жизни никакого участия, муж целыми сутками на работе. Хотя справедливости ради скажу, что сына он очень любит, при любой возможности готов посидеть и поиграть. Но иногда я вижу, как мужу бывает неловко, когда наш сынок прихрамывает, он шепчет ему на ушко, чтобы выпрямлял ножку и шёл правильно.

Вот я и дошла до вопроса, ради которого пишу вам. Недавно мы пошли в обычный садик рядом с домом; сейчас таких деток берут без проблем – во всяком случае, с нами случилось именно так. В сад мы ходили всего две недели, до обеда. Сынок, конечно, плакал, но настроение у него бывало разное. Потом он простудился, не ходил недели две, и, когда я снова повела его в садик, с ним случилась настоящая истерика.

Теперь привожу его – плачет, заходит в группу и рыдает там всё время. А я сижу в коридоре, слушаю это, и у меня повышается давление, всю трясёт. Иногда ухожу на час по делам, возвращаюсь – плачет мой крикун, даже подбородок дрожит. Конечно, забираю его домой, а он потом ещё долго не может успокоиться.

Теперь сын и слышать не хочет о садике, совсем! Хотя я много его готовила, рассказывала о том, как там хорошо. И гуляли мы по территории садика целый год, привыкали.

Я по образованию дошкольный воспитатель, но не знаю, как решить эту проблему. Милая Галина, посоветуйте, пожалуйста, что делать в этой ситуации. Продолжать водить сына, несмотря на его слёзы, или повременить и отдать его в сад непосредственно перед школой? Почему хочу, чтобы сын ходил в сад? Чтобы научился общаться и играть со сверстниками, понял, что такое дисциплина.

На последнем приёме у невролога нам поставили диагноз «астено-невротический синдром». Не повредит ли психике сына стресс от посещения садика? Считаю неправильным просить воспитателей обращать больше внимания на моего ребёнка, да это и невозможно в группе из 25 человек.

Из письма Юлии,
г. Таганрог, Ростовская область

Комментарий психолога

Дорогая Юлия! Так как у многих малышей возникают трудности при вхождении в коллектив детского сада, то, позвольте, я буду писать не только для вас. Что-то вы уже знаете как педагог, а другие могут и не знать.

Итак, пункт первый. Зачем ребёнка всё-таки нужно отдавать в детский сад? Самая очевидная цель – это приобретение навыков коллективного общения, подготовка к школе. Однако есть и две другие, менее очевидные, но не менее важные задачи. Ребёнок должен приобрести опыт выхода из зоны комфорта, поверить в свои силы, в себя, должен научиться жить без страховки.

Мне сразу вспомнились две жизненные истории женщин, которым сейчас уже под сорок.

Мама первой, когда дочке исполнилось три года, отвела её в сад и сама устроилась туда же няней. Эта мама не слишком опекала дочь, но та всегда чувствовала, что защита рядышком. Могу предположить, что она не приобрела в детстве опыта самостоятельного выхода из зоны комфорта. Сейчас это успешная женщина, всё благополучно, но её больше, чем других людей, страшат перемены. Она избегает любых изменений в жизни, работа может её не удовлетворять, но менять её она не хочет.

Второй случай более тяжёлый. Мама работала логопедом в том самом детском саду, куда ходила её дочка. Такой гиперопеки со стороны матери я, пожалуй, больше не видела! Она буквально тряслась над ребёнком и, более того, вовлекла в это гиперопекунство и отца девочки, и бабушку с дедушкой. И вот сейчас, в свои сорок, эта «девочка» так и не работает, на минуточку вышла замуж, родила ребёнка, но продолжает жить в родительской семье. Приводит своего ребёнка из школы домой и спрашивает у мамы, намазать ему булку маслом или нет.

И ещё одна задача, которая должна быть решена в детстве, – это эмансипация ребёнка от матери. Его растят на уход в свою жизнь. Юля, при таком тесном контакте, как у вас с сыном, у матери с ребёнком возникают симбиотические отношения, что патологично. Часто такие отношения между матерью и ребёнком появляются тогда, когда отец работает сутками. Не берусь судить, но каждый человек обязан перед собой, перед своим ребёнком расставить приоритеты: что важнее – определённый материальный достаток или семья, в которой не смогут превалировать симбиотические отношения между матерью и ребёнком?

Пункт второй. В каком возрасте лучше всего отдавать ребёнка в детский сад? Вы совершенно правы: в три-четыре года – потому что в этом возрасте у ребёнка появляется интерес к сверстникам. До этого дети не играют в совместные игры, а играют в так называемые игры рядом. То есть вроде бы находятся вместе, но каждый катает свою машинку или кормит свою куклу. А вот в три-четыре года они уже способны взаимодействовать в игре. К пяти годам, как вы знаете, дети играют уже в сюжетно-ролевые игры.

Три-четыре года – оптимальный возраст для вхождения в детский коллектив ещё и потому, что он начинает формироваться именно из детей этого возраста. Ребёнку легче встроиться в структуру, которая формируется. Когда ребёнок приходит, например, в подготовительную группу, ему труднее найти своё место, так как в коллективе дошкольников уже установились прочные связи.

Пункт третий. Вы правильно делали, Юля, что подготавливали сына к детскому саду. Вы рассказывали ему о жизни в детском саду, водили на детские площадки смотреть, как играют дети. Есть ещё два дополнительных приёма подготовки: можно дома поиграть в детский сад или провести для ребёнка экскурсию по садику с позволения заведующей.

Пункт четвёртый. Приступая к какой-нибудь деятельности, мы определяем цели, задачи, приёмы. Это мы с вами разобрали. Но хочу обратить внимание на очень важный аспект, который часто ускользает от нашего внимания. Чтобы деятельность была успешной, необходим оптимальный уровень мотивации. Часто мы проваливаем дело из-за того, что не слишком заинтересованы или, наоборот, наша мотивация зашкаливает. У вас достаточно высокий уровень мотивации, вы понимаете, зачем это делаете, и даже идёте на определённые жертвы. Но чтобы прийти к оптимальному уровню мотивации, необходимо понять, что детский сад – не единственный способ прервать ваши симбиотические отношения с сыном и приучить его взаимодействовать со сверстниками. Сегодня существуют самые разнообразные формы вовлечения ребёнка во взаимодействие со сверстниками, вы наверняка знаете о них лучше меня. Но, Юленька, дорогая, сейчас возможно не только домашнее дошкольное образование, но и школьное. Не пугайтесь вы того, что ваш ребёнок пойдёт своим, особым путём. Ведь для нас самое главное, архиважное – не сломать его психику. Я не сторонник метода учить плавать, бросая ребёнка в воду.

Пункт пятый. Юля, как дошкольный работник вы знаете, что первое время ребёнок должен находиться в детском саду не весь день. Вы так и делали. Обычно родители, соблюдая этот принцип, приводят ребёнка с утра и забирают перед обедом или перед тихим часом. Подумайте, может быть, попробовать приводить сынишку в детский сад во второй половине дня, на вечернюю прогулку? В этом случае он убедится, что всех детей забирают домой. Потому что у малыша может присутствовать страх остаться в детском саду навсегда. Кроме того, утро не для всех детей – и не для всех людей – лучший период дня. У людей, склонных к депрессии, утром тягостное настроение, и требуется время, чтобы человек пришёл в себя.

А ещё, Юля, вы знаете, что первое время приводить малыша в детский сад должен кто-то, с кем ему будет легче расстаться, то есть человек, к которому он менее привязан. Также рекомендуется давать ребёнку с собой какой-то кусочек дома: мягкую игрушку, машинку, может быть, какую-то вещь, принадлежащую лично вам. Как будто мама рядом.

Итак, резюмируя вышесказанное. Родителям категорически возбраняется загонять ребёнка в прокрустово ложе общепринятых норм, чтобы был как все. А он не как все, он особенный. Подождите пока, никто не лишает вас права предпринять ещё попытку. Но если вы поймёте, что ваш сынишка и детский сад несовместимы, то, не обращая внимания на указы деда Миши и бабы Клавы, принимайте решение самостоятельно.

А теперь позвольте мне выйти из роли психолога и просто как бабе Гале настучать вашему мужу по голове – имею право, мне скоро семьдесят. Он, видите ли, стесняется своего ребёнка! Ему так важно мнение посторонних тёть и дядь, что он без зазрения совести вырабатывает у сына комплекс неполноценности! Ты, сынок, ставь ножки, как полагается строевому солдату, а то твоему папулечке будет, не дай бог, неловко. «Как часто, в жизни ошибаясь, теряем тех, кем дорожим. Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим. Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаём. Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждём» (Омар Хайям). Юля, а вы не опасаетесь, что папулечка научит сына стесняться своих родных? И может статься, что в школе родители его одноклассников будут моложе, красивее, образованнее, а мальчик уже знает, что неподходящих родных нужно стесняться. Как вашему мужу такая перспектива?

И ещё, Юля, довольно часто я сталкиваюсь с ситуациями, когда глава семьи работает сутками, и в большинстве случаев не столько потому, что того требуют обстоятельства, сколько для того, чтобы поменьше бывать дома. Хочу напомнить: ваш сынишка не просился на свет, это было ваше решение. Совместное с мужем? Вы взвалили на себя всю ответственность, а муж трусливо прячется в кустах работы. Прошу прощения за горячность, но считаю, что она оправданна. С уважением,

Галина БЕЛОЗУБ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №26, июль 2016 года