Заметил странный ритуал
06.07.2016 16:37
Вы не вписываетесь в картину социализма

Заметил странный ритуалЗдравствуйте, уважаемая редакция! Тема нового конкурса – очень обширная. Конечно, у каждого своя история, и мой рассказ – это всего лишь маленькая деталь той мозаики, из которой состоял мир, которого больше нет.

Я родилась в Ташкенте. На восстановление этого города после землетрясения съехались люди со всей страны. Я мало что помню из детских лет, проведённых в районе Чиланзар. Но большая стройка закончилась, и родители вернулись домой, на Украину. Мои первые воспоминания – самые яркие, но и в то же время самые страшные.

Село Горбаков, куда вернулись родители, – одно из самых крупных и богатых в области. К тому же решением партии и правительства ему суждено было стать визитной карточкой нового уклада жизни при развитом социализме. Поясню, что это значит.

Как известно, СССР дружил со многими государствами, в страну приезжали многочисленные иностранные гости из соцлагеря, а иногда попадались и «буржуи». Вот этим-то гостям и нужно было демонстрировать преимущества социалистического строя и коллективного хозяйствования перед всякими демократиями и частным предпринимательством. А село наше стоит прямо на международной трассе – ни обойти, ни объехать.

Селом Горбаков руководил уважаемый мной и с глубокой благодарностью вспоминаемый местными жителями Пётр Митрофанович Воловиков. Но это потом пришло время благодарности, а вначале было вот что.

Вернёмся к моим первым украинским воспоминаниям. Мои предки, как и почти все на Западной Украине, жили очень хорошо, зажиточно. Поэтому наша «графская усадьба» – простой сельский дом, но с хозяйственными постройками, собственным большим садом и прудом – никак не вписывалась в картину социализма. Значит, подлежала уничтожению. Для нового дома нам выделили место на вновь строившейся по линеечке улице.

А сад… Стоял май, цветущий сад выкорчевали бульдозерами, а деревья сбросили в пруд – яблони, вишни. Я не понимала, почему плачет бабушка, почему мой русский дед хватается за голову, но понимала, что происходит нечто ужасное. Было невыносимо страшно смотреть, как разбивают «усадьбу». Говорят, я потом несколько дней вообще не разговаривала.

Но жизнь шла своим чередом. На новом месте мои родители выстроили большой, красивый и светлый дом.

Под руководством Петра Митрофановича село развивалось. Были построены крупный животноводческий комплекс, консервный завод, производивший овощные консервы и знаменитую ягодную бормотуху, от которой местные плевались и употреблять кою отваживались только пьяницы, окончательно потерявшие самоуважение.

Я уже давно не жила в селе, но приезжала в Горбаков к родителям, от которых и узнала эту историю. К тому времени Пётр Митрофанович, получив вторую Звезду Героя Социалистического Труда, отошёл от дел по состоянию здоровья.

Как вы понимаете, партия и правительство не могли абы кому доверить управление таким крупным хозяйством, «витриной», демонстрирующей процветание социалистического строя. На должность назначили бывшего политрука, отставного полковника госбезопасности.

Бывший председатель начинал свой день с объезда вверенного ему хозяйства. В пять утра его можно было видеть на утренней дойке. Новый председатель решил не изменять традиции, тем более что в гараже – новенькая «Волга».

И вот новый председатель делает объезд, вникает в курс дела. И заметил на животноводческой ферме странный ритуал: каждый день работники туда-сюда водят коров на верёвке по территории комплекса. Поинтересовался, что означает данный променад, и получил ответ от ветеринара:
– Так к племенному быку на осеменение!

Замораживание семени элитных производителей в то время у нас ещё широко не использовалось, работали по старинке.

Неделю смотрел новый руководитель на неспешную прогулку ветеринара и подопечных коров, а потом издал приказ: «В целях рационального использования рабочего времени коров, подлежащих осеменению, собирать группами и водить к производителю три раза в неделю. В понедельник, среду и пятницу».

Ветеринарный врач, работники животноводческого комплекса, а потом и все селяне окрестных хозяйств долго смеялись над приказом полковника. Ну а что думал по поводу приказа бык-производитель, никто не узнал. Потому что, после того как документ дошёл до начальства, полковника в срочном порядке сняли. Потом было ещё много чего, но это уже другая история.

Из письма Оксаны Романовой,
г. Ровно, Украина
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №26, июль 2016 года