СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Запущена программа саморазрушения
Запущена программа саморазрушения
15.08.2016 16:53
Не трогай сестру, у неё психика слабая

Запущена программа саморазрушенияЗдравствуйте! Очень люблю вашу газету, многие публикации интересны, особенно восхищаюсь психологом Галиной Ивановной Белозуб: всё разложит по полочкам, доходчиво объяснит. Галина Ивановна, мне очень нужен ваш совет.

Мой сын встречается с девушкой, назову её Настей, а у неё есть младшая сестрёнка Катя. Девочке всего 12 лет, а она стала курить спайс, синтетический наркотик.

Напишу сначала о семье этих девочек. Папа воспитывает их один, так как мама умерла год назад от алкоголизма. Два последних года она с ними не жила, бросила. Папа работает, но частенько выпивает – и в выходные, и после работы может себе позволить.

По рассказам Насти, сестрёнка очень ленивая, по дому ничего не делает, уроки не учит, ворует у них деньги. Когда Настя выказывает недовольство поведением сестры, Катя реагирует агрессивно, обзывает. Бывает, они дерутся. В общем, она Настю совсем не слушает, а разница в возрасте у них 10 лет.

Катя говорит, что только родители имеют право указывать, что ей делать. А раз мамы нет – один папа. Когда Настя при отце ругает сестру, тот защищает Катю, верит ей, а на старшую кричит: мол, не трогай девочку, у неё и так психика сломана, потому что растёт без мамы. Бывает, поругает Катю, запретит ей гулять, а через полчаса всё прощает, и та уходит к друзьям.

Их бабушка живёт в Узбекистане. Когда мать умерла, она хотела забрать Катю к себе на воспитание, но отец не отдал. Настя говорит, что надо бы её к бабушке отвезти, подальше от друзей, но Катя ехать отказывается, грозит, что если её надумают увезти, сбежит из дома. Познакомилась с 19-летним парнем, вот с ним и проводит время.

Я спросила Настю: что же вы собираетесь предпринять? Она говорит: отцу ничего не надо, а ей тоже всё надоело – сестра не слушается, а Насте от отца за младшую ещё и достаётся.

Галина Ивановна, но ведь нельзя же всё пустить на самотёк! Катя совсем ещё ребёнок, за неё надо бороться. Но какие найти слова, чтобы до девочки дошло? Ведь она катится вниз. Подскажите, пожалуйста, что надо делать в такой ситуации. Заранее вам благодарна.

Из письма Елены

Комментарий психолога


Дорогая, многоуважаемая Елена! Такие люди, как вы, вызывают у меня большую симпатию и служат примером. Мне бы и самой хотелось быть такой же неравнодушной, желающей помочь. Но всегда ли это в наших человеческих силах?

Я столкнулась с подобным явлением много лет назад. У моей подружки наблюдалось саморазрушающее поведение – такое же, как и у Кати. И тогда передо мной стал вопрос: почему не только моя подружка, но и другие люди будто специально себе вредят? Мне казалось: можно объяснить человеку, что он себя губит, и человек перестанет это делать. Но не получилось. Почему? Я предлагаю вам, Елена, и другим нашим читателям поговорить о таком загадочном явлении, как саморазрушающее поведение.

Существуют его различные формы, которые психолог Карл Меннингер объединил под одним названием – хроническое самоубийство. Это алкоголизм, наркотики, антисоциальное поведение, депрессия, неврозы и так далее.

Большинство психологов придерживаются мнения, что у нас глубоко в бессознательном есть программа самоуничтожения. Ещё биолог Илья Мечников был уверен, что в человеческой природе заложен потенциальный инстинкт смерти. Фрейд логически пришёл к выводу, что раз уж всё живое рождается и умирает, то всё живое бессознательно должно стремиться к смерти. Он считал, что человеческая жизнь управляется двумя инстинктами: сексуальным – Эросом и инстинктом смерти – Танатосом. Программа саморазрушения встроена в психику каждого человека. Карл Густав Юнг полагал, что рак начинается у человека в момент запуска этой программы. Но могут быть и другие способы самоуничтожения. Современные психологи говорят, что одна из распространённых форм – переедание.

Значит, Елена, мы поняли, что такая программа есть у каждого человека, но, чтобы её активировать, надо осуществить запуск. Человек должен сделать для себя вывод, что он не нужен, бесполезен, он плохой, его жизнь не имеет смысла. Саморазрушающее поведение имеет внутренние физиологические причины, но запускают программу всё-таки какое-то жизненное событие или цепочка событий. Здесь социум играет решающую роль. Какое-то травмирующее событие должно произойти в детстве или даже в утробе матери.

Действие программы саморазрушающего поведения мы можем обнаружить, мы можем её наблюдать, но её очень непросто изменить. Почему? Потому что запускаются физиологические и биологические процессы. Активизируясь в результате каких-то событий, программа подаёт сигнал мозгу, и наш организм вместо производства эндорфинов, которые дают ощущение счастья, радости жизни, уверенности в своих силах, производит выброс энкефалинов: они приводят к депрессивному состоянию, ощущению тоски, страха и в конечном итоге к нежеланию жить, которое и воплощается в процессе хронического самоубийства. В этом случае люди часто прибегают к наркотикам, которые помогают регулировать эмоциональное состояние.

Всё, о чём мы говорили выше, касалось людей разного возраста, а теперь – непосредственно о подростках и о Кате. Как вы понимаете, у девочки было множество причин для запуска этой программы. У неё большие проблемы в семье, а ведь семья – главная система, в которой существует человек. Может, Катя была нежеланным ребёнком или с детства чувствовала свою ненужность и неважность. Возможно, её жизнь не имела ценности для родителей, а следовательно, и для неё самой.

Но кроме этого, саморазрушающее поведение у подростков может быть и результатом научения. Даже в самой благополучной семье мы можем наблюдать у юноши или девушки такое поведение. Почему? В подростковом возрасте очень велико влияние группы, а пренебрежительное отношение к своей жизни, этакий «героизм» и нарочитый цинизм являются не только своеобразным пропуском в подростковую субкультуру, но даже дают подростку возможность «вознестись» над своими ровесниками. На мой взгляд, негативным фактором формирования сознания и самосознания сегодня является падение влияния семьи и школы – и резкое возрастание влияния интернета и телевидения. Подростки усваивают неадекватные модели поведения, транслируемые навязчивой рекламой.

Хочу сказать ещё об одном факторе, который, мягко выражаясь, меня придавил. После длительных исследований психологи сделали такой вывод: школьники 50-х годов обладали достаточно высоким уровнем рефлексии – мыслительным процессом, направленным на самопознание: анализ своих эмоций, чувств, состояний, способностей и, наконец, поведения. У подростков 80-х годов рефлексия оказалась слабовыраженной, а у современных подростков она практически не выявляется.
Можно ли убрать программы саморазрушающего поведения? Самому избавиться от них невозможно, нужна профессиональная специализированная помощь, для этого существуют специальные техники. Но всё-таки я огорчу вас, Елена: нет таких слов, которые повлияли бы на эту программу. Потому что словами мы обращаемся к сознанию, а программа сидит глубоко в бессознательном.

Прошу прощения, что не сумела утешить и помочь. С уважением,

Галина БЕЛОЗУБ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №31, август 2016 года