СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Получается, вы одна недовольна
Получается, вы одна недовольна
29.08.2016 22:29
«В результате преступных действий учителя время упущено»

Получается, вы одна недовольнаУважаемая редакция газеты «Моя Семья», здравствуйте! В №28 прочитала письмо Ольги Маховой из Санкт-Петербурга «Учителя вконец обнаглели». Я возмущена до предела, но отнюдь не действиями учителей, а поведением самой Ольги.

Извините, но обнаглела здесь молодая мама. Те требования, которые она предъявляет к обычной школе, можно предъявить разве что частному гувернёру, который воспитывает и обучает ребёнка на дому. Пишу это как профессиональный педагог и, кстати, как мама дочки, которая тоже перешла в третий класс. Как и дочери Ольги, ей не всегда даётся математика, у нас самый сложный учебник из всех возможных для начальной школы. Фамилия автора – Петерсон – на слуху у многих. В тамбовских школах, в одной из которых учится моя дочь, он активно насаждается, хотя вызвал неоднозначную реакцию родителей и учителей. Учебник действительно очень тяжёлый, требует от учеников быстроты реакции, даёт нагрузки на уровне математической спецшколы.

Но речь сейчас не об этом. Как мы выходим из положения? Естественно, занимаемся дополнительно. Обходимся без репетитора, с дочкой я занимаюсь сама, нахожу время и силы. Если же ни того, ни другого у мамы нет, то остаётся одно – обратиться к репетитору. Причём этим репетитором по российскому законодательству не может являться школьный учитель ребёнка. То есть учитель вашей дочки, Ольга, просто не имеет права проводить в стенах школы полноценное репетиторское занятие с одним-единственным учеником. А вот набрать группу ребят от трёх до пяти человек и платно заниматься с ними после уроков – это пожалуйста! Это законодательство разрешает, чем учителя активно пользуются, во всяком случае, в нашем городе.

Правда, в законодательстве не сказано, что такие дополнительные занятия, дающие учителям неплохую прибавку к зарплате, абсолютно неэффективны, потому что у ребят, как правило, разные проблемы. Один слабо усвоил таблицу умножения, а второй знает её прекрасно, но плохо складывает и вычитает в пределах ста. Третий же прекрасно знает и то, и другое, но ему трудно даются задачки. Естественно, каждая из этих проблем требует индивидуального подхода и индивидуальных занятий. Объединяя разных ребят на одном занятии, учитель вынужден давать некий усреднённый вариант, всего понемногу. Понятно, что в такой группе вытянуть каждого ученика на приемлемый уровень нереально.

Есть немало учителей, которые умудряются кормить родителей баснями: подождите ещё немного, и ваш ребёнок освоит курс математики (или русского языка) в рамках школьной программы. И родители, доверяя учителю, ждут, а время уходит. Через год, а то и два таких мытарств, не видя результатов, они всё-таки вынуждены обращаться к частному репетитору, который будет заниматься с их ребёнком индивидуально.

Но бывает, что в результате преступных действий учителя, которого интересует лишь материальное вознаграждение, время упущено: у ребёнка скоро проверка знаний за четвёртый класс, а учитель на своих групповых занятиях не подтянул его даже за второй.

Поверьте, это не выдумка: занимаюсь репетиторством 11 лет, и такие ученики попадались мне не раз. Наверное, в подобной ситуации можно сказать, что учителя обнаглели. Но это же не ваш случай, Ольга! Ваша учительница поступила честно: понимая, что проблемы ребёнка невозможно решить на школьном уроке, она предложила обратиться к репетитору. Так на что вы обиделись?

Главная мысль вашего письма ясна: во всех проблемах, которые возникают у ребёнка в школе, вы склонны винить кого угодно, но не свою дочь. Поэтому и считаете, что учитель вам постоянно что-то должен: доходчиво объяснять на уроке математики, считать ложки супа, съеденные вашей дочерью в столовой, и чуть ли не за ручку водить её на перемене.

Но доходчивое объяснение, Ольга, – понятие относительное. Вы ведь и сами знаете: учитель объясняет одинаково для всех детей в классе, но при этом одни детки прекрасно усваивают программу, а другие – нет. Чтобы судить о работе учителя, нужно видеть картину целиком: как учатся другие дети в этом классе? Успевают ли по математике? Есть ли ещё родители, недовольные работой этого педагога? Под вашим письмом я не увидела подписей других родителей. Получается, работой учителя недовольны вы одна. Но тогда насколько обоснованны ваши претензии?

Насчёт контроля за детьми в столовой – точно не правы. Учитель вам ответила: в её обязанности не входит следить за тем, сколько ложек супа съел конкретный ребёнок. Это скорее обязанность воспитателя, например, в загородном лагере. Хотя и там воспитатель не имеет права заставлять ребёнка есть. Стоять над ребёнком и считать, сколько ложек он съел, – это уже за гранью. Потому что есть дети, которые воспринимают такое отношение к себе как насилие.

Ваш главный аргумент в пользу контроля за питанием: ребёнок находится в школе до шести часов вечера. Но скажите, Ольга, вам самой хотелось бы, чтобы в обеденный перерыв, когда у вас нет аппетита, над вами стояла начальница и считала съеденные ложки супа, приговаривая:
– Ведь вам, Ольга, сегодня на работе до шести сидеть. Хотите не хотите, а ешьте!

Или вы всё-таки предпочтёте сами решать, сколько и чего есть? Но своей дочери в этом праве почему-то отказываете.

Вас смущает, что ребёнок проводит в школе много времени и при этом не всегда успевает выучить уроки. Но учителя на продлёнке не обязаны заниматься с каждым индивидуально, это не входит в их обязанности. Они лишь в целом следят за тем, чтобы дети приступили к выполнению домашнего задания, могут помочь, если возникнут трудности, но не более.

Решите проблему радикально: наймите гувернёра – человека с профильным образованием, который и после уроков ребёнка встретит, и домашнее задание с ним сделает, и за количеством съеденного супа проследит. В наше время найти такого человека в крупном городе нетрудно. Проблема в другом: услуги гувернёра стоят недёшево и, судя по письму, вы к этому не готовы. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

В своём письме слова учителей о маленькой зарплате вы, Ольга, назвали отмазкой. Так вот, если вы сами не будете пользоваться той же отмазкой, деньги на репетиторов и гувернёров найдутся. Искренне вам этого желаю.

Из письма Марины Дерябиной,
г. Новохопёрск, Воронежская область
Фото: Depositphotos PhotoXPress.ru

Опубликовано в №34, август 2016 года