Выучить и забыть?
19.12.2016 14:38
Для ребёнка это за гранью возможного

Выучить и забыть?Уважаемая редакция! Читаю вашу газету уже лет семь и каждый раз удивляюсь, как много у нас талантливых людей. Жизнелюбие, житейская мудрость, здравый смысл, остроумие – в каждой публикации. Прошу вас не оставить без внимания и моё письмо. Думаю, тема, которую хочу поднять, интересна многим.

Моя внучка сейчас в шестом классе. Недавно учили с ней историю по учебнику под редакцией Л.В. Искровской, С.Е. Фёдорова, Ю.В. Гурьяновой, и меня поразило количество терминов, имён собственных и дат на трёх листах параграфа, которые должен запомнить 12-летний ребёнок. Воспроизвожу доподлинно: сеньория, инвеститура, аббатство, вассалы, епископство, полабские славяне, Верденский договор, Лотарингия, Франкония, Швабия, Бавария, Конрад I, Лотарь, Оттон I, Оттон III, Гуго Капет, династии Каролингов и Капетингов, замок Куси, реки Шельда, Маас, Рона, Эльба и Лех, да ещё и даты. И всё это в одном параграфе!

Господа научные работники, вы ничего не перепутали? Может, этот учебник разработан для студентов какого-нибудь вуза? Вы когда-нибудь работали в школе, изучали возрастную педагогику, психологию? Я сама учитель русского языка и литературы с большим стажем работы, но в учебники истории прежде заглядывать не доводилось. И вот такое неожиданное знакомство!

И это задание по одному предмету. А ведь внучке ещё надо подготовиться и к уроку географии; там свои названия и имена, которые тоже нужно запомнить. А ещё русский язык, английский…

Откуда у ребёнка появится интерес к предмету, если текст учебника – сухой, неинтересный и напичкан несметным количеством терминов, имён собственных, дат, которые, честно говоря, никогда не будут востребованы в жизни. Выучить и забыть? Тогда зачем это вообще нужно? По правде, наши дети перестали учиться, и во многом тому виной вот такие неадекватные требования к ребёнку. Министры образования меняются, но проблемы остаются.

На мой взгляд, к созданию хорошего учебника нужно привлекать не только узких специалистов, но и учителей – им с этим пособием работать, и они как никто знают психофизические особенности детей. Привлекать психологов, чтобы требования учебного материала были соизмеримы с параметрами умственного развития ребёнка того или иного возраста. Запомнить 25 терминов, имён собственных, да ещё и семь-восемь дат в одном параграфе – это уже за гранью возможного для шестиклассника.

И хорошо бы привлечь к разработке учебника писателей, чтобы художественно оформить научный материал. Ведь, допустим, эпоха Средневековья – это и Робин Гуд, и Тристан и Изольда, и Дон Кихот.

И ещё что удивляет: почему уроков математики в шестом классе – шесть, а биологии, географии, информатики – по одному? Почему такой перекос?

Прошу родителей и учителей высказаться по этому вопросу. Спасибо, что выслушали.

Из письма Т.А.,
г. Астрахань
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №50, декабрь 2016 года