Как мы воевали с Лерой |
19.01.2017 15:43 |
![]() О, киностудия! Это звучит так романтически, так захватывающе, там столько творческих профессий! Но из всех возможных профессий на студии мама выбрала для меня самую не романтическую – очевидно, чтобы приструнить мой буйный нрав. В нашем историческом прошлом существовали такие профессии, которых теперь уже больше нет и не будет никогда. Я говорю не о погонщиках мамонтов и не о мастерах по мумифицированию фараонов, хотя мой сын Стёпка ещё пару-тройку лет назад был совершенно уверен, что я родилась во времена Александра Сергеевича Пушкина. Так вот, я не гоняла с Пушкиным мамонтов, но на своём веку успела поработать с перфокартами на машинно-счётной станции. Сейчас попробую объяснить. Люди моего поколения, наверное, помнят эти загадочные светло-коричневые продолговатые картонки с рядами циферок, в каких-то местах эти циферки были пробиты, и от них оставались крошечные прямоугольные отверстия – именно так и выглядели перфокарты. Но даже под жестокими китайскими пытками я не вспомню сейчас и не смогу объяснить вам, как я работала с этими перфокартами. Но я с ними определённо как-то работала, ведь мне за это платили зарплату! Помню только, что на эти картонки набивалась закодированная информация для обработки её в ЭВМ. Смутно вспоминаю, что мы вели какие-то бухгалтерские дела киностудии. Коллектив у нас был совсем юный, в основном девичий, заправляла всем наша начальница Серафима Петровна Машиновалова, между собой мы звали её просто – Машиновал. Такой она, собственно, и была, женщина энергичная и подавляющая. Над перфокартами я трудилась уже месяц, кое в чём поднаторела, а в один прекрасный день Машиновал привела к нам в рабочую комнату Леру и объявила: – Знакомьтесь, это наша новая сотрудница, введите её в курс дела и объясните принцип работы. Лера была нашего возраста, но серьёзно насупила брови: – Так, девушки, какова сфера нашей деятельности? Технология? Где моё рабочее место? Танька кивнула ей на свободный перфорационный агрегат и в тон Лере сказала со значением: – Работа у нас сложная, умственная, требующая усидчивости и сообразительности! Девочки дружно принялись вводить Леру в курс дела. Лера на удивление быстро всё схватывала и уже через час вникла во все тонкости профессии. – Да что ж тут сложного? – усмехнулась она. – А лучшим работникам полагается премия? Мы озадаченно переглянулись – кажется, в нашем коллективе появилась задавала и выскочка! И тут меня словно чёрт боднул. – Ну, это ещё не всё, – сказала я сурово. – Самая тяжёлая часть рабочего процесса – работа с уже выдавленными циферками. Девочки вылупились на меня, не понимая, что я имею в виду. – Да, Лера, – продолжала я менторским тоном. – Эти вот выбитые из перфокарт миллиметровые циферки, которые скапливаются в заборнике машины, мы собираем в конце дня в пакетики и несём домой, а там вечерами после работы наклеиваем их на другие перфокарты – циферка к циферке, как в лото. Девочки смотрели на меня во все глаза, всеми силами пытаясь удержаться от хохота. – И ведь выбитые циферки надо ещё рассортировать из общей массы, – тяжело вздыхала я, – единичка к единичке, семёрочка к семёрочке, как Золушка отделяла горох от чечевицы. Да, Лера, работа у нас просто на износ, какая уж тут премия, до зарплаты бы дожить в уме и здравии! Но, похоже, Лерина рабочая сообразительность была прямо пропорциональна её чувству юмора. – Как так? – возмутилась она. – Это же миллионы циферок скапливаются за рабочий день! Это же невозможно! Конечно, эти несметные кучи циферок мы высыпали из заборников в мусорные вёдра, кому они были нужны? Но в глазах Леры загорелся фанатический огонь Орлеанской девы. – Но они же такие мелкие, эти циферки, как их клеить? – заводилась Лера. – Я смогу, но я должна понять как! – Ты же чем-то выщипываешь брови? – неожиданно включилась в игру Танька. – Вот, берёшь рейсфедер или щипчики для бровей и аккуратненько подцепляешь ими каждую циферку… Кажется, излишнюю спесь с Леры нам удалось сбить, ну пошутили и забыли. В конце рабочего дня все мирно разошлись по домам. Но на следующее утро Лера пришла на работу последней, какая-то невыспавшаяся и свирепая. Вытащила из пакета здоровенную пачку перфокарт с идеально наклеенными на них циферками и сердито заявила: – Пусть негры вкалывают на вашей плантации за такие деньги! Я пошла к Машиновал писать заявление по собственному желанию! – вышла из комнаты, хлопнув дверью. Мы помертвели от ужаса. Больше всех, конечно, я. И было от чего, потому что через несколько минут в комнату ворвалась разгневанная Машиновал вместе с Лерой. Машиновал обвела нас всех страшным взглядом и остановила его на мне. – Старых! Что за фокусы? Я чему вас просила её научить? Работе, а не аппликации! Она мне исклеила этим цифровым мусором целую пачку новых перфокарт! Я уволю тебя к чёртовой матери! – Серафима Петровна, извините меня, пожалуйста, – потупилась я и пробормотала Лере: – Лерка, ну, ты это… чего, совсем что ли?.. Я же не думала, что ты всерьёз… Блин, как-то стыдно перед тобой даже, прости… Я протянула Лере мизинец для примирения, но Лера только похлопала меня по плечу. – Ладно, Старых, подружимся! На следующий день у меня стала фантастическим образом выходить из строя моя перфорационная машина – кажется, она называлась табулятор. Перфорировал мой табулятор, перфорировал и вдруг – бац! – застопорился намертво. В расстроенных чувствах я отправилась в другую комнату, где работал Славик, мастер по наладке этих табуляторов. Славик паял какую-то микросхему, от усердия высунув язык. – Славик, – обратилась я к нему, – моя машинка заглохла. Посмотри, пожалуйста. – Не вопрос! – кивнул Славик. Мы зашли в нашу комнату, Славик подошёл к моему табулятору, пробно нажал пару клавиш – табулятор работал как по маслу. – Странно, – удивилась я, – а минуты три назад он не хотел печатать. Но в любом случае спасибо. Славик усмехнулся и ушёл к себе. Я села за работу, всё шло замечательно, но тут кто-то из девочек попросил меня передать какие-то бумаги, я встала из-за табулятора, отнесла бумаги на другой стол, села, продолжить работу, но табулятор опять заглох! – Чёрт! – выругалась я. – Что за ерунда такая! Нажимала все клавиши подряд, но результата ноль. Я снова отправилась к Славику. – Шо, опять?! – спросил он меня с интонацией Волка из мультика «Жил-был пёс». – Опять! – развела я руками. Мы вернулись в нашу комнату, Славик нажал пару клавиш – табулятор работал! Славик посмотрел на меня вопросительно. – Ну, не знаю! – пожала я плечами. – У тебя золотые руки! Славик довольно улыбнулся. – Ладно уж, обращайся! Я обратилась к нему ровно через пять минут. Славик посмотрел на меня недобро. Мы зашли в комнату, он нажал пару клавиш – гадский табулятор работал! Девчонки за своими машинками уже хихикали. – Славик, ну я не знаю, в чём дело! – в отчаянии воскликнула я. – Мистика какая-то! Он работает только при тебе! – Но я же не могу сидеть рядом с тобой весь день! – начал сердиться Славик. – У меня своя работа! Надо ли продолжать, что я ходила за Славиком ещё, и ещё, и ещё раз. Девки уже откровенно ржали, Славик рычал на меня, но история повторялась. В очередной раз, когда я робко заглянула к нему через узкую щёлочку приоткрытой двери, Славик рявкнул: – Иди на место, я сейчас приду! Я вернулась к себе, безнадёжно опустилась на стул, через несколько минут в нашу комнату вошла разъярённая Машиновал, за её спиной стоял красный от злости Славик. – Старых, что опять?! – накинулась на меня начальница. – Она ходит за мной весь день, не даёт работать! – ябедничал Славик. – Она меня заколебала! – Старых, перестань колебать Славика! – кричала на меня Машиновал. – Что ты вечно всех колеблешь! – Я понял! – вдруг осенило Славика. – Она меня преследует, потому что влюблена в меня! Я прошу вас, Серафима Петровна, оградить меня от её сексуальных домогательств! – Неправда, я не влюблена! – я уже чуть не плакала. – У меня табулятор застрял! – Где? Что? Покажи! – Машиновал нажала пару клавиш – машинка работала идеально. – Вот, я же говорил, что она издевается! – заорал Славик. – Значит так, – грозно сказала Машиновал, – ещё раз тронешь Славика, я тебя уволю! Оба гордо вышли из комнаты. Я смотрела на заколдованный табулятор, близкая к помешательству. Девочки в каком-то смущении отводили от меня взгляды, но вдруг подала голос Лера, вид у неё был торжествующий. – Та-дам! – пропела она, помахивая какой-то сложенной в несколько раз бумажкой. – Всего лишь кусочек бумажки, вставил его между контактами, и табулятор не работает, вытащил – работает, вставил – не работает… – Ладно, Лер, прекращай, – нахмурилась Танька. – Наташ, прости, но сначала было так смешно… – Подружимся, говоришь? – прищурилась я на Леру зловеще. – О’кей, давай дружить! Следующим утром я пришла на работу раньше других, собрала из всех табуляторов выбитые циферки, получился довольно увесистый пакет, залезла на стул, подтянулась к здоровущему вентилятору на потолке и аккуратно присыпала циферками из пакета все его лопасти. Довольная, уселась за свой табулятор. Вскоре прибежали остальные девчонки, Лера тоже пришла. Вентилятор располагался как раз над её рабочим местом. Обменявшись впечатлениями о восхитительной, не по-осеннему жаркой погоде, мы приступили к работе. Спустя какое-то время я обратилась к коллегам: – Девочки, такая жарища, может, вентилятор включим? – Нет! – твёрдо сказала Лера. – Я простыла, мне вреден сквозняк! – Что ж ты больная-то на работу припёрлась? – с досадой проворчала я себе под нос. Но ближе к обеду настроение у меня улучшилось, про вентилятор я забыла совсем, по радио передавали программу «В рабочий полдень». По заявкам радиослушателей включили мою любимую группу «Браво», стук наших машинок перекрывал залихватский рок-н-ролл. Мы все стали подпевать. Я похвасталась, что клёво танцую рок-н-ролл. – Ну, если клёво, продемонстрируй, – с усмешкой предложила Лера. – Легко! – согласилась я, врубила радио на всю катушку и принялась выделываться от души. Но на втором куплете девочки почему-то перестали мне подпевать и уставились испуганно куда-то за мою спину. Я всё ещё голосила и выплясывала, как музыка разом оборвалась и я услышала знакомый грозный рык: – Это ещё что такое?! Я обернулась и увидела в дверях Машиновал и ещё нескольких серьёзно одетых дяденек, они смотрели на меня с удивлением. – Старых, я тебя спрашиваю, – уже чуть спокойнее повторила Машиновал, – что здесь происходит в рабочее время? – П-производственная г-гимнастика… – пробормотала я и отползла на своё место. – Я заберу у вас это дурацкое радио! – прошипела начальница и обратилась к дяденькам. – Вообще коллектив у нас молодой, хороший, слаженный, но, как говорится, в семье не без урода! – она бросила на меня испепеляющий взгляд и снова с улыбкой к дяденькам: – Значит, товарищи, это и есть наша машинно-счётная станция… И Машиновал принялась рассказывать дяденькам о принципах нашей работы. Тут только я вспомнила, что вчера начальница предупреждала нас о какой-то важной комиссии по обмену опытом, что ли. Машиновал всё вещала и вещала, но один из дяденек вдруг прервал её: – Это всё, конечно, очень хорошо и интересно, но что же они работают у вас в такой духоте? – Действительно, девочки, – согласилась Машиновал, – что ж вы так надышали? Почему вентилятор не включите? Машиновал потянулась к выключателю, я в ужасе вжалась в стул и зажмурилась, но ничего изменить уже было нельзя. Лопасти вентилятора завертелись, быстро набирая обороты, и поднялась страшная пурга из циферок. Они бешено кружили по всей комнате, сотни, тысячи бумажек сыпались с лопастей и заполняли собой всю комнату, летели на табуляторы, на головы, на костюмы комиссии, мигом запорошили пергидрольный начёс Серафимы Петровны. Девчонки визжали. Дядьки пытались заслонить руками свои лица, отплёвывались, кто-то из них наконец сообразил вырубить вентилятор, но всё уже было покрыто циферками. – Старых! – дико заревела Машиновал. – Старых, я тебя уволю!!! Но последней каплей, переполнившей чашу терпения Серафимы Петровны, всё-таки стало не это. Всю следующую неделю после этих событий мы вели себя тише воды, ниже травы. Радио у нас экспроприировали, больше того, нам даже запретили разговаривать друг с другом во время работы. Украдкой мы переписывались на тех самых несчастных перфокартах. Рассказывали о своих сердечных переживаниях, обменивались идеями, куда бы забуриться после работы, я писала девчонкам свои новые стихи – ну, словом, мы вели вполне пристойную рабочую жизнь. Но однажды Машиновал вызвала меня к себе в кабинет. Не помня за собой никакой новой вины, я вошла к ней в комнату. Она сидела за столом белая от злости, а перед ней лежала стопка исписанных перфокарт. Нервно стуча пальцами по столу, она заговорила, еле сдерживая гнев. – Мне совершенно неинтересны все описанные здесь, – она кивнула на перфокарты, – твои порочные похождения, мне абсолютно безразличны твои бездарные стишки, мне наплевать, что ты обо мне думаешь, и все твои намёки на меня в этих переписках я поняла! – Я на вас вообще не намекала, – пыталась оправдаться я, – если вы о той дурацкой тётке, то я писала о своей соседке по дому, у неё и правда уродский начёс… – Молчать! – приказала Серафима Петровна и, выхватив из пачки одну перфокарту, швырнула ею в меня. – Это вот что такое?! Я подняла с пола перфокарту и, взглянув на неё, непроизвольно хихикнула: – Потрясающе! Шариковой ручкой на перфокарте была нарисована толстая тётка с выпученными глазами и волосами, как у Медузы Горгоны, у неё был широко разинут рот, из которого вырывалось пламя. Сходство с оригиналом было поразительное. – Серафима Петровна, это не я… – Я поняла, что это не ты, а я! – шипела Горгона. – Так это вы сами нарисовали? – искренне удивилась я. – Да как ты смеешь! Хватит придуриваться! Кроме тебя здесь никто рисовать не умеет! – Спасибо, конечно, за комплимент, – нервно улыбнулась я. – Но у меня не получилось бы так похоже… – Вон из моего кабинета! – побагровела Машиновал. – И немедленно пиши заявление по собственному желанию, но положенные две недели ты отработаешь у меня как миленькая! Пока я отрабатывала положенные две недели, мы с мамой подыскивали для меня новое место работы. Один близкий друг нашей семьи, часто снимавшийся в картинах на киностудии «Мосфильм», сказал, что сейчас в гримёрном цехе «Мосфильма» идёт набор учеников гримёров, только обязательно надо принести несколько своих эскизов, портреты людей. Я рассказала о своих гримёрских планах нашим девчонкам, всем им было очень жаль, что я увольняюсь. Только Лера загадочно улыбалась. Но меня это и не удивляло. Конечно, она была только рада моему увольнению, дружбы у нас с ней так и не получилось. Но однажды на обеденном перерыве Лера подсела ко мне в столовке и положила рядом с моей тарелкой какую-то папку. – Посмотри и скажи – как тебе? – попросила она. В недоумении я раскрыла папку и ахнула – это были акварельные портреты всех наших девчонок, удивительно точные, да просто мастерские. – Как считаешь, сгодятся они для собеседования у начальника гримёрного цеха на «Мосфильме»? – Фантастика, Лера! Это твои? – я не верила своим глазам. – Ты классно рисуешь, но, постой… Так это ты нарисовала на перфокарте карикатуру на Машиновалову? Лера кивнула и засмеялась. Но мой восторг быстро сменился гримасой презрения. – Что ж ты меня тогда так подставила перед ней и не призналась? Хотя о чём я говорю! Кто добровольно пойдёт к ней на заклание! – Почему же не призналась? – улыбнулась Лера. – В тот же день пошла к ней в кабинет, и призналась, и даже заявление по собственному желанию написала. Так что, Старых, завтра у нас с тобой последний рабочий день. Устроим на прощание вечеринку девчонкам? У меня уже есть пара обалденных идей, Машиновал будет в ярости! Мы с Лерой действительно устроились в гримёрный цех киностудии «Мосфильм», там куролесили ещё пуще, нас нередко вызывал на ковёр начальник цеха. Я проработала два года. Но в один славный день пришла в кабинет начальника и положила ему на стол заявление по собственному желанию. Он был очень удивлён, но ещё больше удивился, когда то же самое через полгода сделала Лера. Я поступила на актёрский во ВГИК, Лера – на экономический в Финансовую академию, и хотя наши трудовые пути разошлись, ссоримся и миримся мы с Лерой вот уже двадцать семь лет. А недавно она позвонила мне и прочитала по телефону несколько своих первых рассказов, очень недурных. Кто бы мог подумать, что финансовый аналитик, заведующая отделом крупного концерна, начнёт писать беллетристику! Наталия СТАРЫХ Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru Опубликовано в №01, январь 2017 года |