Странные наклонности
03.04.2017 17:28
Как действует метод постепенного приближения

Странные наклонностиЗдравствуйте, уважаемая Галина Белозуб! Читаю ваши рекомендации на страницах газеты уже давно, некоторые вырезаю и храню в папке. У меня две дочери: Марина 12 лет и Юля 2,5 лет. Я никогда не обращалась к психологу, у нас в городе их мало, поэтому была бы очень рада вашему ответу. Речь пойдёт о старшей дочери.

Галиночка, стыдно об этом писать, но мне кажется, Марина имеет садистические наклонности. Я сразу отмечу, что у нас в семье никогда не поднимают руку на детей, я и муж с дочками всегда ласковы, обнимаем их, можем только поругать иногда. Но в Марине я замечаю какой-то нездоровый интерес к садизму.

Часто я оставляю её с сестрёнкой, причём старшая дочь сама вызывается мне помогать, говорит, что любит сидеть с Юлей. Так вот, Марина может взять и отшлёпать свою сестру по попе. Один раз я заметила, как она нарочно провоцировала Юлю на слёзы, отнимая у неё игрушки, насильно укладывала в колыбельку спать. Юля плакала, а Марина шлёпала её по попе и, как мне кажется, получала удовольствие от плача сестры. Я в ужасе спросила, что она делает, Марина лишь пожала плечами, сказала, что бьёт шутя.

С подругой у неё появилась игра в «мучилки». У нас большой раскладной диван с пуфиками, Марина бросает пуфики в подругу и прыгает на неё сверху. Причём та не сопротивляется! И Юля Марину тоже обожает.

Ещё я однажды порылась в компьютере дочери, нашла у неё видео порки, а также статьи о всяких пытках на Руси.

На людях Марина скромная, послушная девочка, в школе так вообще тихоня. С близкими друзьями и родными – наоборот, командир, может и ногой топнуть, и на крик сорваться.

Я не знаю, что мне делать. Марина скоро будет подростком, потом девушкой, я боюсь, что у неё сформируются сексуальные наклонности садиста или мазохиста. Галиночка, пожалуйста, оцените мою ситуацию со стороны!

Из письма Ирины А.,
г. Пермь

Имена изменены

Комментарий психолога

Дорогая Ирина, вас волнуют «садистические» наклонности вашей старшей дочери, и вы определяете это как основную проблему. Позвольте, я выскажу своё мнение, коли вы ко мне за ним и обратились. Я полагаю, что некоторая агрессивность Марины – производная от основной её проблемы, социофобии.

Здесь будет уместно вспомнить народную мудрость: в тихом омуте черти водятся. Если ребёнок в школе тихоня и на людях послушная девочка, а дома может вести себя совсем иначе, то мы понимаем, что её «я» придавлено. С посторонними людьми она ведёт себя так вынужденно. С близкими людьми Марина проявляет присущую ей потребность быть лидером, находиться в центре внимания. Мы с вами должны отметить, что её естественная потребность в лидерстве ни в школе, ни в других публичных местах не удовлетворяется. Почему?

Вероятно, в раннем детстве ребёнок получил сильный отрицательный отзыв на игривое, капризное поведение со стороны каких-то посторонних, но значимых для девочки людей. Кто-то болезненно травмировал Марину за её активность. И эта травма была настолько сильна, что девочка, избегая боли, превратилась в тихоню. Но энергия, заложенная природой в молодое существо, должна же как-то реализоваться! Поэтому Марина «с близкими друзьями и родными – наоборот, командир, может и ногой топнуть, и на крик сорваться». Мне недавно сказала одна женщина, что в школе она тоже была тихоней, но зато дома отрывалась по полной. У неё был младший братик, и с ним-то она становилась «учительницей-мучительницей». То есть придавленное «я» в школе требовало сверхкомпенсации, что реализовалось дома.

Исходя из вышесказанного, следует продумать варианты реализации Марины в публичном пространстве. Вы можете посмотреть и в интернете методы работы с социофобией, но я предложу вам свои. Предпочитаю в работе с фобиями метод «постепенного приближения».

Пригласите в гости людей, которых Марина хорошо знает и не стесняется. Сошлитесь на свою занятость и поручите ей, как положено в «светских салонах», приветствовать гостей, говорить им комплименты, помочь избавиться от верхней одежды, проводить к столу, занять светским разговором. Считаю важным сделать акцент на умении девочки вести светские разговоры, то есть разговоры ни о чём, не затрагивающие никаких противоречивых аспектов – не вторгаться в личностное пространство гостей. Вообще, Ирина, я абсолютно уверена, что хорошие манеры – лучшее лекарство от социофобии. Так как чаще всего человек потому боится контактов, что не знает, как себя вести.

Когда Марина освоит контакты с не пугающими её людьми, можно перейти и к вовлечению её в разговоры на улице с соседями, продавцами в магазине. Надеюсь, вы меня поняли. Не могу писать более подробно, формат газеты не позволяет.

Второе. Такое поведение, как у Марины, можно квалифицировать как сублимацию либидо. Либидо – это энергия влечения. Эта энергия, по мнению Фрейда, выполняет главную роль в развитии человека как индивида. Сексуальное влечение может человеком даже не осознаваться (как чаще всего и бывает у подростков), но при этом сублимироваться. Когда говорят о сублимации, то, как правило, понимают под этим преобразование. Но в подростковом возрасте это скорее не преобразование, а замена, потому что ребёнок в 12 лет не осознаёт своего влечения. Важно для нас, Ирина, отметить, что сексуальное влечение часто плюсуется с жаждой власти. Сублимация либидо в подростковом возрасте – это вынужденное перенаправление половой энергии. Подросток, не понимая, что с ним происходит, подавляет в себе сексуальность. И тогда сексуальная энергия перерастает в агрессию.

Так как Марина в результате какого-то воздействия на неё в раннем детстве посторонних людей получила психическую травму, то, чтобы обезопасить себя, она задавила свои инстинкты, желания, влечения. А у неё они достаточно сильные. И выраженная потребность власти. Что и проявляется в игре в «мучилки», в интересе к «поркам» и тому подобному, в её капризах дома, может быть, даже в грубости с близкими. Я уже говорила, но ещё раз повторю, что хорошо бы создать условия для девочки, в которых она могла бы удовлетворять свою потребность в лидерстве в социально приемлемой форме. То есть хорошо, если бы она была старостой в классе, вожатой.
Можем ли мы предполагать по сегодняшнему поведению Марины, что у неё во взрослой жизни актуализируются садомазохистские наклонности? Может, так и произойдёт, только причина этого – в навязчивой доступности, даже пропаганде именно такого поведения в нашем теперешнем обществе.

Третье. Нам с вами нужно вспомнить фазы сексуального развития ребёнка. Давайте пойдём по Фрейду. Первая фаза – «оральная» (с рождения до 1,5–2 лет), ребёнок получает удовольствие от кормления. Вторую фазу Фрейд назвал «анальной» (от года до 3 лет). Ребёнок испытывает приятные ощущения от освобождения мочевого пузыря и прямой кишки. Третья фаза, и на ней мы с вами остановимся, называется «фаллической» (с 3 до 5 лет).

В этом возрасте происходят сексуальное исследование своего тела и формирование комплексов. Это возраст вашей Юли. И если для Марины, как я полагаю, все эти игры, шлепки сестрёнки по попе пройдут, как с белых яблонь дым, и не оставят следа, то у Юли на подсознательном уровне может сформироваться идея сексуальных отношений, где она жертва. Она обожает старшую сестру, которая её любит, заботится о ней, но в то же время тиранит. Вполне может случиться, что во взрослой жизни Юля выберет себе мужа-тирана. Поэтому, Ирина, я бы не рекомендовала сейчас, в период формирования сексуального сценария у малышки, оставлять девочек одних, без присутствия третьего, взрослого, человека. После 5 лет и до 12 наступит латентная фаза в сексуальном развитии, когда в основном все дети асексуальны. Но до пяти лет лучше контролировать общение Юли и Марины.

Ещё один момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание. Сочетание явно выраженного стремления к власти, к вниманию, своеобразный комплекс альфа-самца у Марины (она хочет не просто лидерства, а превосходства), инстинктивно подавляемый, вполне может спровоцировать ревность. Как правило, люди, вынужденные подавлять свои лидерские наклонности, ревнивы. Вы с мужем наверняка хорошие родители и не обделяете Марину вниманием и любовью, но особенности её характера независимо от вашего поведения способны провоцировать ревность. Это может быть причиной того, что она дразнит ребёнка, заставляет плакать.

Милая Ирочка, помогите Марине стать самой собой. Наша задача на этом свете проста: сделать хотя бы одного человека счастливым. То есть найти себя. И тогда все в мире будут счастливы, потому что самое главное счастье – это обрести себя.
Я старалась как могла всё объяснить. Насколько это получилось, судить вам. С уважением,

Галина БЕЛОЗУБ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №13, апрель 2017 года