СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Родня Любой здоровый в долгу перед инвалидом
Любой здоровый в долгу перед инвалидом
23.06.2017 17:54
Только ты отнесёшься к Косте по-человечески

Любой здоровый в долгу перед инвалидомЗдравствуйте, «Моя Семья»! Хочу рассказать вам историю о том, что всё хорошо вовремя.

Полгода назад, когда я только вернулась от сестры, у которой гостила, невестка Аня сообщила, что приходила какая-то женщина преклонных лет и очень хотела со мной повидаться. Аня подробно описала гостью, но я так и не догадалась, кто это мог быть. Попросила невестку, если эта особа явится ещё раз в моё отсутствие, пусть оставит записку: по какой такой надобности ищет встречи.

Спустя несколько дней я получила записку от незнакомки. Цель её визита не была указана, только имя и телефон, причём имя совершенно незнакомое. Созваниваемся (голос тоже незнакомый), иду на встречу и… наблюдаю возвращение бумеранга, запущенного тридцать лет назад…

Середина лета. Мой сыночек в садик уже не ходит, в сентябре ему в школу. Первую половину дня за ним присматривает моя бабушка, во второй я отпускаю его погулять во двор. Во времена СССР родители не опасались оставлять без пригляда даже совсем маленьких детей, точнее, за двух-трёхлетками присматривали старшие, которым было уже семь или восемь.

Разумеется, по вечерам я расспрашивала сына, с кем он подружился, во что играл, как провёл день. Мой сын не был любителем подвижных командных игр. Немного потолчётся с ровесниками и идёт домой, чтобы в одиночестве порисовать, почитать, повозиться с конструктором – во всяком случае, так было до недавнего времени. Поэтому меня слегка удивляло, что, возвращаясь с работы, я заставала его во дворе. Неужели втянулся в коллектив?

В конце августа сыночек, раздуваясь от гордости и важности, вручил мне подарок – доску для разделки с фигурной ручкой. Сказал, что вырезал сам. Я сразу засыпала его вопросами: как сам? кто научил? где взял доску для заготовки? где ножом разжился?

Только теперь мой орёлик открыл свою тайну: он подружился с дядей, который сидит в скверике и здорово вырезает по дереву. Этот дядя научил его держать нож – оказывается, сыночек как-то раз притащил ему все кухонные ножи, и дядя выбрал самый подходящий, остальные сын вернул на место, а мама и прабабушка ничего не заметили. Дядя снабдил его заготовкой и следил за выполнением работы.

Раз такое дело, значит маме надо познакомиться с этим дядей Костей.

Дядя Костя оказался приятным парнем примерно моих лет. Почему днём проводит время в скверике? Работает посменно, а в сквере занимается резьбой в свои выходные. Друзей у него практически нет, потому что прихрамывает из-за травмы, полученной в юности. Очень редко участвует в дружеских посиделках: те часто заканчиваются драками, а он драки не одобряет, но смываться с места побоища – всё равно что признать себя трусом. Приглашения выехать за город он сам отклоняет, чтобы здоровым не приходилось подстраиваться под его возможности.

С той поры и я время от времени проводила в скверике час-полтора, беседуя с Костей на разные темы.

Прошли сентябрь и октябрь, в ноябре стало свежо настолько, что я пригласила Костю к себе на чашку чая.

Сразу подчеркну, что в тот момент никаких матримониальных планов не строила. Я и сейчас не стану утверждать, что у нас всё могло сложиться наилучшим образом. Просто забот и хлопот тогда было выше крыши, и неспешные разговоры с Костей на отвлечённые темы служили для меня передышкой.

Но тот визит на чашку чая так и остался единственным. Дня через два или три у подъезда меня встретила женщина лет пятидесяти и, представившись Костиной мамой, устроила мне вздрючку. Она не имела бы ничего против, если бы я была бездетной, но ей очень не нравится, что некоторых нахалок хлебом не корми – только дай взгромоздить своего ребёнка на шею славному парню. Поскандалила и удалилась, пригрозив, что если буду преследовать её сына, она знает, как выбивать дурь из головы таких дамочек.

Костю я больше не видела. Но поскольку не успела к нему привязаться, то и горечи особой не было – так, лёгкое сожаление. Позже более значимые события вытеснили этот эпизод в самые дальние закоулки памяти.

И вот спустя тридцать лет Костина мама меня нашла. Сообщила, что ещё до нашей с Костей встречи затеяла обмен квартиры, а наша встреча только ускорила переезд в другой район. Сказала, что, поскольку сам Костя стеснялся знакомиться с девушками, – она, мама, сосватала ему очень хорошую девушку из приличной семьи. Жаль, брак оказался бездетным. Лет пять назад жена Костю бросила, заявив, что полюбила другого, и с той поры о ней ни слуху ни духу.

Самое главное, ради чего Костина мама стала меня разыскивать: хромота её сына за прошедшие годы прогрессировала, он уже не может самостоятельно спускаться и подниматься по ступеням. И маме теперь трудно ухаживать за сыном. И уж коли я до сих пор юридически свободна, почему бы не скрасить своим присутствием Костины дни? Казалось, мама вот-вот произнесёт зощенковскую фразу «Он вам ничего не будет стоить», поскольку Константин овладел программированием и имеет неплохой доход.

Я не стала объяснять, почему её предложение мне неинтересно. Просто сказала, что она опоздала минимум на двадцать лет. В свои сорок я, может быть, ещё поддалась бы порыву благородства и жалости, но в шестьдесят! Мой дух состарился намного раньше тела, и если я физически ещё о-го-го, то духу уже не хочется, чтобы тело лишний раз напрягалось, к тому же без гарантированно положительного результата. Не хочется в чём-то себя ограничивать, притираясь к новым людям из ложно понимаемого чувства долга.

Мама Кости сильно упирала на то, что любой здоровый человек изначально в долгу перед не очень здоровым – хотя бы из-за разницы возможностей. Но уж кому-кому, а этому семейству я точно ничего не задолжала.

Выяснилось, что утомлённый дух способен быть жёстким и не реагировать на слёзы. Костина мама, всхлипывая, говорила:
– Прости ты меня, дуру старую! Если бы я тогда знала, как жизнь сложится, разве бы стала вмешиваться? Кто бы мне тогда объяснил, какой ты золотой человек… Мне уже недолго осталось. Это же знак свыше, что ты никуда не уехала! Когда я пришла в первый раз, твоя невестка рассказала мне, что ты за родителями присматриваешь. Тогда я и поняла, что только ты отнесёшься к Косте по-человечески. Не держи на него зла, он о тебе очень хорошо отзывался…

Хорошо-то хорошо, но при этом не трепыхнулся, чтобы воспротивиться обмену или подать весточку и продолжить общение после переезда.

В общем, я попросила её впредь мне этим не докучать. Устала!

Из письма Л.
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №24, июнь 2017 года