Уважуха
29.06.2017 16:42
Дети молча сели и стали помогать

УважухаЗдравствуйте! В №22 прочитала письмо «Пугающее несходство характеров» и комментарий психолога к нему. Автор письма рассказывает о двоих сыновьях, которые не могут между собой поладить. Да и общая атмосфера в семье нервная, каждый будто существует сам по себе. Психолог Сергей Степанов даёт автору существенный совет: постараться сплотить родных людей каким-нибудь общим делом, досугом. Когда каждый не соперничает с другими, а сотрудничает, существует с ними на равных.

Эх, мне бы в своё время кто-нибудь подсказал это направление! Наверное, не мучилась бы понапрасну, сразу старалась бы обращать внимание на некоторые детали. А так пришлось самой умом доходить, терять годы.

Мои дети тоже очень разные. Что для одного благо, для другого – наказание. Сын – вьюн и болтун, дочь – тихоня себе на уме. В общем, шустрая обезьянка и неповоротливый сонный ленивец.

Конечно, мы с мужем старались предотвращать и гасить детские конфликты, но всё приходило с опытом. А последней каплей стал случай, когда сестрица попыталась отравить брата. Вот тут-то мы и пришли к выводу: надо придумать для них дело, которое бы их объединило.

Тем же летом купили машину и махнули всей семьёй на Чёрное море. Естественно, дети ехали на заднем сиденье. Отец за рулём – капитан, мать с атласом дорог в руках – штурман, старший сын – вперёдсмотрящий, младшая дочь – помощник вперёдсмотрящего.

Отец прочитал вслух правила поведения в путешествии, за неисполнение которых на первый раз полагалось строгое предупреждение, а потом и наказание. Между передними и задними сиденьями мы постелили матрас из детской кроватки и велели детям, если вдруг авария, падать на него, прикрыв головы руками. Кресел-то детских ещё в помине не было. Кстати, и ремнями безопасности взрослые тогда пренебрегали.

Отец провел репетицию. По команде брата сестра скатывалась на матрас, он – за ней. Смотрим, понравилась игра. Приняли за чистую монету. Впрочем, и лишняя безопасность не мешала. В поездке брат несколько раз испытывал сестру на готовность, та безропотно всё исполняла.

Ели мы не на парковках, а готовили бутерброды на скорую руку. И здесь тоже разделили обязанности: мама делает бутерброды себе и папе, сестра – себе и старшему брату. Заметили, что детям такой расклад понравился. Особенно сыну, хотя раньше он часто был нетерпим к сестре. А как же может не понравиться, что за тобой ухаживают!

Ну и много ещё чего мы придумывали в дороге для объединения наших детей. Семь лет разницы – это очень непросто. Всё-таки у людей разных возрастных категорий – свои привычки, увлечения, да и взгляд на мир. Я тогда отчётливо поняла, что наши дети объединились, стали одним целым. Или прониклись пониманием настоящего родства.

На обратном пути в одном из украинских сёл бабулечки вёдрами продавали абрикосы. Стоили они сущие копейки. Мы купили сразу два ведра, загрузили в багажник. Когда вернулись домой, я сразу же уселась перебирать абрикосы – жара, боялась, что пропадут. Даже кофе не попила, ни крошки в рот не положила. Сижу, вынимаю косточки и думаю: как же я устала, как хочу спать. Сколько же мне придётся возиться с этими фруктами? И вдруг мои дети молча, словно по команде, подсели к столу и взялись помогать.

Думаю, тогда они просто поняли, что мама устала с дороги, что папа спит, тоже уставший, а они – единственные, кто сейчас в состоянии помочь. Да и варенье я собиралась варить для них. Втроём мы тогда быстро справились.

Так брат и сестра перестали спорить друг с другом, ссориться и выяснять, кто в доме важней. Как-то всё вдруг ушло после той поездки.

А вот настоящее уважение друг к другу появилось у них позже и не сразу.

В скором времени после поездки к морю дочка простыла. Врач назначил таблетки. Заставить её проглотить таблетку было невозможно, поэтому мне приходилось стирать лекарство в порошок, разводить в воде и поить с ложечки. Дочь плакала, давилась горькой водой, но по-другому не получалось.

Прибегаю с работы, зову дочку на кухню пить очередную таблетку, а она, весёлая, сообщает, что уже приняла. Причём проглотила целиком.
Я от удивления даже рот открыла. Как? Оказывается, старший брат медленно и спокойно показал ей это на собственном примере, и у младшенькой всё получилось. Брат стал уважаемым человеком, он научил её тому, чему не смогли научить даже родители.

А вот сестра получила «уважуху» от старшего брата чуть позже. Мы с мужем тогда часто уезжали – работали уже сами на себя. Трудно было, но дети всегда оставались под присмотром. Как-то прибегаю домой, едва поздоровалась и сразу на кухню – поесть приготовить. А сын мне:
– Мам, не спеши, мы сытые. Знала бы ты, какой омлет малая сделала! В жизни такого не ел. И ты так не умеешь. Прямо, знаешь, я её зауважал.

Потом дочка часто готовила ему омлет по своему рецепту: порезать чёрный хлеб, колбасу, солёный огурец, всё это поджарить, а сверху залить взбитыми яйцами. Такой рецепт есть у болгар. Но дочка сама его придумала из того, что было в холодильнике.

Казалось бы, самые обыкновенные будничные занятия таких разных, зачастую упрямых детей. Но в том-то и штука, что как раз в них и складываются по-настоящему родственные отношения, сопричастность пусть к небольшому, но общему делу. Растёт взаимопонимание.

Сейчас взрослые дети очень дружны. Разница в семь лет уже совершенно незаметна. А ведь когда-то я не на шутку волновалась, ревела, ночами не спала из-за неприязни сына к сестрёнке. Теперь улыбаюсь, вспоминая.

Хорошие советы дал психолог, точно обозначил суть проблемы.

Из письма Арины Царенко,
Белоруссия
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №25, июнь 2017 года