СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Дома поют про Красную Шапочку, а в школе - про Волка
Дома поют про Красную Шапочку, а в школе - про Волка
18.02.2012 00:00
Подростки думают, что в 17 лет уже всё знают

Подростки думают, что в 17 лет уже всё знаютМой сын четвёртый год учится в выпускном классе физико-математического лицея при одном из ведущих вузов столицы. Для упрощения я называю его спецшколой. Школа именитая, входит в число лучших в городе, постоянно завоёвывает призы, гранты, организовывает различные мероприятия, всячески собой гордится. Обучение бесплатное, деньги выделяются как из федерального, так и из городского бюджета – словом, школа слишком высокого о себе мнения и активно внушает его родителям и учащимся.

Но в последнее время у меня складывается впечатление, что вся эта рекламная деятельность зачастую совершается во вред учёбе.

С восьмого класса родителям и учащимся на каждом собрании настойчиво вдалбливают (в том числе и приходящие преподаватели вуза) истину о том, что главное – это олимпиады. И ещё какие-то там научные проекты на кафедрах института. Именно это гарантирует нашим детям поступление в вуз и светлое будущее. В результате к 11-му классу дети, кроме олимпиад и пары предметов, больше ничего знать не хотят. Возраст трудный. В классе мальчиков в семь раз больше, чем девочек. И все эти мальчики с характером, при этом умные и способные.

В школу дети ходить не желают и ищут любой способ откосить от неугодных уроков. Сын мне недавно заявил: «Они (уроки) отнимают у меня часы жизни». Это уроки экологии, биологии, обществознания, литературы и тому подобное. «Мы на них всё равно ни хрена не делаем», – ещё один железный аргумент сына, проверить который невозможно.

Но проблема-то в том, что за пропуски этих уроков детей никак не наказывают! А они как-то там договариваются, выкручиваются и делать ничего не хотят. Мой к тому же постоянно болеет, чему страшно рад.

В советское время такого не было. Конечно, я училась в обычной школе, но с нас, особенно в старших классах, драли семь шкур, если мы опаздывали или пропускали уроки, пренебрегали какими-то предметами ради других. А олимпиады для нас были сродни спортивным олимпиадам в Греции – туда попадали единицы. А теперь в нашей школе на олимпиаду едет больше половины класса, игнорируя школьные занятия, причём в любой день.

Самое ужасное, что такая атмосфера создаётся в самой школе, она позволяет ученикам так себя вести. Меня это крайне беспокоит. Кстати, оценки, которые выставляет школа, учащихся абсолютно не волнуют – их как бы не существует.

Я не знаю, что выйдет из этих бесконечных олимпиад, но мне странно, что школа, с одной стороны, делает такие пафосные заявления, а с другой – плюёт на то, чем заняты её учащиеся.

Естественно, наши дети в 17 лет думают, что знают больше всех. Только вот кто убедит их в том, что они неправы и что учить нужно не только профильные предметы? Родители изо всех сил бьются, стараются, а потом человек приходит в школу, где учитель не считает нужным поставить ученика в такие условия, при которых он будет вынужден учить его предмет. В моё время слово учителя было законом, родители никогда не стояли у меня над душой и не объясняли, что надо как следует учиться, для этого существовал учитель.

Но я училась в обычной школе, поэтому интересно: для спецшколы это обычное явление? С одной стороны, она ведь для того и создана, чтобы служить подготовительной ступенькой для определённого вуза. Но значит ли это, что надо создавать такую атмосферу халатности? Ведь как ни крути, чтобы успешно учиться дальше, нужно успевать не только по специальным предметам, да элементарно быть грамотным человеком, и в вузе вряд ли дадут поблажки.

У родителей уже нет для детей карательных и мотивационных инструментов, невозможно заставить делать то, что, как считают дети, им не надо. Да, я дома пою сыну песню про Красную Шапочку, а потом он идёт в школу и слышит там песню про Серого Волка. Возвращается домой и смеётся мне в лицо! Мальчишки же все с гонором невероятным, и родители для них в этом возрасте не авторитет.

Если физик рот откроет, они все как шёлковые, а если учитель истории или биологии, то плевать они хотели. Есть учителя, к которым они даже на факультативы бегают, а есть те, которых знать не хотят. В наше время не могло быть таких условий, да нас бы в бараний рог согнули. За прыжки через резиночку, ношение часов и серёжек родителей вызывали к директору и устраивали скандал.

Я сейчас очень сильно нуждаюсь в поддержке – за последний год для меня, кроме этой темы, практически ничего другого не существует. Даже работу не могу поменять, потому что сил на это нет.

Есть ещё один нюанс. Чуть больше года назад у моего сына обнаружили серьёзное заболевание щитовидной железы. Заболевание наследственное, передалось ему от меня, но в гораздо более тяжёлой форме. Он стал постоянно пропускать уроки, хуже учиться, и я не знала, что делать, потому что врач меня предупредила: если диагноз обнародовать, ребёнка могут исключить из лицея. Мы стали говорить в школе, что проходим обследование.

Но вдруг в нашем классе произошла страшная трагедия – умер мальчик. У него было какое-то тяжёлое заболевание мозга, он впал сначала в одну кому, потом в другую и умер. Мальчик был сыном одной из учительниц лицея. Трагедия потрясла всю школу. Даже по району поползли слухи, что в нашем лицее детей «замучивают до смерти».

В связи с этим отношение к не совсем здоровым детям было сильно смягчено. Может, оно и правильно, я не знаю. Но как-то это всё накренило корабль в противоположную сторону.

Олимпиады – полбеды. Теперь детям и родителям запудрили мозги тем, что если учащиеся будут участвовать в научных проектах вуза и на конкурсе проект выиграет, они автоматически будут зачислены.

Мой сын сделал ставку на этот проект и пошёл, что называется, ва-банк. Уходил с уроков – мчался в институт, не ходил в школу – ездил на олимпиады, а в оставшиеся дни плохо себя чувствовал. К тому же мы случайно купили лекарство-подделку, и у него в самый разгар прошлого полугодия произошёл тяжёлый рецидив болезни. До сих пор не можем его вытащить и привести в норму.

С проектом у них ничего не получилось, потому что не сложились отношения с научным руководителем. Преподавателю за проект не платят, и эти мальчишки оказались для него лишней обузой. Директор всячески стимулировала участие в проекте, а преподаватель в институте занимался спустя рукава, и сын понял, что ничего выиграть они не смогут, а без выигрыша никакой выгоды от этой работы нет, только ещё больше времени потеряют.

Вот и получается, что уроки пропущены, знаний никаких, и с «ва-банком» тоже ничего не получилось. С олимпиадами пока непонятная ситуация, потому что они там какие-то многоступенчатые, результаты будут известны не раньше апреля, когда уже вообще ничего невозможно будет изменить.

Второй год я разрываюсь между болезнями сына, его трудным возрастом, пропусками уроков, ужасной успеваемостью (он до десятого класса учился без троек). Для меня каждый день – сюрприз. Сын постоянно находится в состоянии подросткового психоза.

Только поймите меня правильно: учёба ему по силам. Я бы даже сказала, что сын учится не в полную силу. Он мобилизуется, когда ему надо, и расслабляется, когда ему не надо. И оценки у него плохие не потому что у него ничего не получается, а потому что он просто ничего не делает. Может, но не хочет.

Врач не считает, что учёба мальчику противопоказана. Заниматься лечением больше не требуется. Меня в своё время упекли в больницу на месяц перед экзаменами в восьмом классе, но у сына немного другая проблема, она не требует госпитализации. Более того, по перечню заболеваний он даже годен к службе в армии.

А недавно случилось следующее. Учительница химии поставила сыну «0» по итогам учёбы и потребовала от меня объяснительную, почему он пропускал уроки. Пришлось обнародовать его диагноз. В общем, ничего страшного не произошло, объяснительная была принята, оценка исправлена (честно заработал). Но я панически боюсь, что в апреле, несмотря ни на какие олимпиады, меня вызовет директор и торжественно вручит документы сына, сказав: «До свидания, мамаша». Если бы сама школа могла хоть как-то помочь мне мобилизовать сына на учёбу, потому что меня он, разумеется, не слушает, – было бы немного легче.

Мой муж просто беснуется. Они с сыном бросаются друг на друга, постоянно конфликтуют, скандалят. Муж, во-первых, совершенно не приемлет хамства, а во-вторых, не может поверить в то, что эта болезнь мешает учиться, – хотя бы на моём примере и примере моей матери, тоже отличницы по жизни.

Что же нам делать? Ведь по состоянию здоровья сын не может работать ни по одной рабочей специальности, то есть заниматься физическим трудом. Единственный его путь – пойти в «белые воротнички», за компьютер в офис. Только умственный труд с минимальными физическими нагрузками. Пожизненно. И поскольку это по моей вине ему приходится мучиться, я не могу его бросить на произвол судьбы. Сын не виноват в том, что болен.

От всего этого у меня вот уже больше года едет крыша. Не могу расслабиться, но в моём бессильном трепыхании школа вместо того, чтобы помогать, только мешает, усугубляет и без того тяжёлую ситуацию.

Без подписи