СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Старший ребёнок – бесплатная нянька
Старший ребёнок – бесплатная нянька
14.08.2017 16:16
Старший Мы с сестрой отдыхали на базе отдыха на море; условия комфортные – отдельный вход в каждый номер, санузел, кухня.

Наискосок от нас находился балкон соседнего номера, в котором жила молодая мама с двумя маленькими дочками, пятилетней Леночкой и двухлетней Танечкой. Нам волей-неволей приходилось наблюдать их жизнь на отдыхе.

Моя сестра даже порывалась пожаловаться администрации на этих соседей – уж очень шумными они оказались. К тому же мамашины методы воспитания выводили нас из себя. Я успокаивала сестру, уговаривала не вмешиваться, мне было жаль не только детей, но и горе-мамашу: наверное, муж отправил её с детьми подальше от себя.

Девочки всё время плакали – то одна, то другая, то обе сразу. А мать-неумёха просто не могла грамотно общаться с детьми. Она старалась, играла с ними, развлекала, готовила им в номере еду, стирала, водила на море и на развлечения, всё как у всех. Но старшая, Леночка, пока мать на неё не крикнет, не реагировала даже на самые простые просьбы. А накричит мать – Леночка в рёв, за ней младшая; обе рыдают, мать вопит, обвиняя во всех грехах старшую. В общем, все орут.

А однажды мать вывела Леночку за какую-то провинность на балкон и заперла дверь. Девочка так плакала, что мы с сестрой принялись её успокаивать: мол, откроет мама дверь, не бойся, подожди немного. В общем, сорвали матери воспитательный процесс.

И вот у этой Леночки напрочь отсутствовало чувство ответственности за младшую сестру, не говоря уже о желании присматривать за ней и играть. А мама периодически отправляла обеих гулять на детскую площадку. При этом контролировала их с балкона:
– Лена! Не разрешай Тане скатываться на ногах!
– Лена! Смотри, куда Таня полезла!
– Лена, не бросай Таню! Куда ты бежишь?
– Лена, почему Таня плачет? Играй с ней! Нет, нельзя с девочками, за Таней смотри!
– Лена, почему Таня такая грязная? Она что, упала?

Похоже, Лене было плевать и на Таню, и на маму.

Однажды я проходила мимо площадки и увидела, как маленькая быстро-быстро побежала вниз. Внизу – бассейн, да и просто упасть такой малышке недолго. Лена стояла наверху, руки в боки, и говорила:
– Таня, ну куда ты побежала?

Та, естественно, не реагировала. Лена, сама ещё малышка, не понимая опасности, продолжала звать сестру.

– Леночка, беги за ней быстрее! – сказала я.

Побежала, поймала, повела обратно, держа за руку.

– Какая же ты умница, заботливая, внимательная сестричка! – похвалила я. Девочка прямо расплылась от похвалы.

Хорошо, если мама не только пилит её, но и хотя бы иногда хвалит. А то навесила на ребёнка обязанностей не по возрасту. Но за две недели мы ни разу этого не слышали.

Горихвостка

У нас есть друзья, семейная пара. С этим мужчиной мой супруг знаком с детства, а теперь тот женился. Мы подружились семьями. Их старшая дочь – ровесница нашего сына, в сентябре обоим исполнится 12.

Мы всегда проводили время вместе, наши дети тоже дружат. Но пять лет назад в той семье родилась вторая дочь, и у моей подруги просто съехала крыша. Младшую балуют, целуют в попу, носят на руках, а старшая при этом – бесплатная нянька: погулять с сестрой, переодеть её, посидеть, пока родителей нет…

Я отдавала себе отчёт, что их семейные отношения – не моё дело, но видеть это было тяжело. Психовала, но терпела, тем более что моему сыну было интересно иногда повозиться с малышкой, и порой он разгружал свою подружку.

Старшая скатилась в учёбе, стала нервной, капризной, ревность к сестре видна непрофессиональным взглядом. Муж пытался поговорить с другом, при этом прекрасно понимая, что в ответ может услышать: занимайся своим сыном. Тот вроде бы понял, стал внимательнее к старшей дочери, однако особых перемен не произошло.

Я разговаривала с их старшей девочкой, подчёркивала её уникальность, дарила сёстрам разные подарки, учитывая возраст, потому что в той семье принято дарить младшей всё, что есть у старшей. В общем, старалась как могла. Люблю эту девочку.

А потом подруга стала петь мне в уши: почему я не рожаю второго, ведь я даже не понимаю, от чего отказываюсь – мол, в 30 лет отношение к детям совсем другое. Я не выдержала и высказала ей, что если с появлением младшего ребёнка начну относиться к старшему так же, как она, – тогда мне ничего не надо. Подруга сначала обиделась, но потом остыла.

Сейчас я стараюсь чаще приглашать их старшую дочь: сходить с моим сыном в кино, съездить с нами на побережье, да и просто прийти в гости. Муж объяснил своему другу, в чём дело, тот вроде бы понял и соглашается отпускать старшую. Семьями мы тоже собираемся, но реже.

Вот такие бывают ситуации, даже, казалось бы, в самых благополучных семьях.

Цивилизация

История ещё из советских времён. В те годы старший ребёнок был в неоплатном долгу перед родителями и младшими детьми.

В одной семье родилось два сына с разницей в три года. Ну, как водится, с появлением младшего – старший сразу «стал большой, взрослый», «должен уступать» и «обязан помогать». Мать считала, что так и надо.

И вот дети выросли. Старший, будучи студентом, приехал на каникулы, а младшему исполнилось 16 лет. Сели они играть в какую-то игру и поспорили. Мать привычно вмешалась:
– Ты же старший, уступи!

Тогда старший сын повернулся к ней и тихо сказал:
– Мама, я с трёх лет старший и большой, а брат – что же, так и не вырос?

Мать за ночь всю жизнь пересмотрела. Провожая сына на вокзал, попросила прощения. Сказала, что прошлое изменить уже не может, но просит старшего сына не поступать так со своими детьми, когда те появятся.

Магдала

Брат на семь лет старше меня. Родители работали, я, конечно, ходила в сад. Когда болела, меня забирала бабушка. Но бывало, со мной приходилось сидеть брату.

Не знаю, нравилось ли ему развлекать малолетнюю сестрицу, но занимался он этим исправно. И в шахматы со мной играл, и замок из картона для меня клеил, и даже брал постоять у подъезда с его товарищами. Но и я была благодарной младшей сестрой, никогда не капризничала, не канючила, всегда слушалась. Брат во всём служил мне примером: он самый умный, толковый.

Не вижу ничего страшного в том, чтобы старший ребёнок присмотрел за младшим, но, конечно, не постоянно и без обязаловки. Это вырабатывает в детях ответственность. Правда, бывают случаи, когда родители действительно просто спихивают младших на старших, а сами развлекаются, – вот это неправильно!

У моих соседей четверо детей, старшему сыну 16, дочери – 13, и две малышки-погодки, трёх и четырёх лет. Вот там старшие ребята младшим – постоянные няньки. Они их в сад водят по очереди, а когда те болеют, даже школу пропускают, чтобы сидеть с малышами. Родители работают, а вечерами любят собрать компанию и веселиться, в то время как старшие дети ни на минуту не отходят от младших.

Однажды я стала свидетелем неприятной сцены. Лето, вечер, уже темнеет. Родители пьют во дворе, слышен визг и песни, девчонки бегают по улице, за ними смотрит старшая дочь. Тут одна из малышек падает и громко плачет. Появляется пьяная мать и начинает на всю улицу отборным матом крыть старшую дочь: мол, куда ты смотришь? К маленькой, заходившейся от слёз, даже не приблизилась. Наоралась и ушла дальше веселиться. А старшая девочка, сама в слезах от обиды, бросилась успокаивать младшую.

И зачем этим родителям понадобились ещё дети, если они за ними вообще не смотрят? Вместо того чтобы общаться с друзьями и гулять, старшие дети постоянно занимаются маленькими.

Однажды я разговаривала со старшей девочкой, спросила её, хочет ли она, когда вырастет, иметь такую же большую семью. Она поморщилась и заявила, что если и родит, то только одного ребёнка.

Лунная ночь

Мама родила брата, когда мне было девять. Первые год-полтора она занималась ребёнком, на мне было – «только» принести воды из крана во дворе, натаскать дрова, чтобы растопить печку, и вынести воду после стирки или купания.

Огород, уголь, побелка – всё это считалось моей обязанностью наравне со взрослыми. А потом мама удивлялась: откуда это у меня опущение обеих почек и загиб шейки матки?

Потом мама вышла на работу. Мне нужно было отвести брата в сад, в обед забрать, покормить, помыть, переодеть, уложить спать. И никуда не уходить, пока он спит. Можно было только что-нибудь убрать во дворе или в комнате, погладить бельё. Гулять я ходила с братом – его не с кем было оставить, отчим вечно либо на работе, либо в мечтах. Вот такое детство.

Когда родился мой младший сын, старшему исполнилось 13 лет. Он сидел с братом по желанию – если мелкий проснулся, а я ещё не закончила готовку или стирку. Несколько раз гулял. Сейчас берёт его в кафе или на горки – сам предлагает. Насильно я никогда его не загружала. Всё-таки детей мы рожаем для себя.

Счастье есть

Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №32, август 2017 года