Дети, игра отменяется
04.12.2017 17:51
В классе вводятся штрафные карточки

Дети, игра отменяетсяЗдравствуйте! Было интересно прочитать комментарий Татьяны Белюченко к письму «Так работают хорошие учителя» (№41), узнать мнение детского психолога о проблемах школьной дисциплины. Я педагог и хочу дать автору письма несколько практических советов.

Молодая учительница Маргарита пишет, что в их школьном коллективе не принято делиться рекомендациями. Как ни странно, во многих коллективах действительно всё обстоит именно так: учись сама, набивай шишки, набирайся опыта. А сколько пройдёт времени, пока молодой педагог научится держать класс? Не разочаруется ли в работе? Ведь в педагогических вузах должны учить не только преподаванию предмета, но и тому, как устанавливать и поддерживать дисциплину. Увы, на это зачастую отводят мало времени, а то и вовсе игнорируют. Однако учителя знают, что без нормального поведения учеников невозможно добиться хороших результатов в учёбе и личного профессионального успеха.

Дисциплина начинается с первого класса, с первых дней учёбы. Педагог обязан научить буквально всему: как сидеть, вставать, стоять у парты, выходить к доске, поднимать руку, проситься в уборную. Дети не знают, что можно, а чего нельзя, и учитель должен всё объяснить, показать и закрепить с ними. Иногда на обучение первичным навыкам уходит неделя, а то и больше. Сначала надо «усадить» класс, а потом уже обучать детей математике и рисованию.

Значит, Маргарите в институте никто об этом не рассказывал, если она просит совета. А может, прослушала?

Учителя говорят, что в начальных классах нужно всё время стоять на ногах, то есть на уроке нельзя работать, сидя за столом. Надо ходить по классу, приучать детей не отвлекаться от темы урока: показывать, помогать, наставлять, следить, контролировать. Ученики привыкают и к контролю, и к работе. Если последовательно с первых дней учёбы приучать ребят к дисциплине, то в старших классах этот вопрос не возникнет.

Психолог советует предоставить ученикам две минуты перед началом урока, разрешить им пошуметь, а потом дать знать, что время отдыха закончилось, теперь – к работе. И постепенно приучать их к такому порядку. Лично я не пробовала, но, вероятно, это помогает.

Могу посоветовать Маргарите другие приёмы, они хорошо работают в начальной школе, особенно в первом классе, а потом входят в привычку.

Хорошо перед уроком выстроить класс у парт и применить метод соревнования: какой ряд стоит тише – первый? Или второй? Нет, третий! Дети реагируют на такую игру и умолкают. Самый тихий ряд следует посадить первым.

Можно разнообразить этот приём: кто из ребят тише всех стоит? Первыми за парту сядут они. «Пожалуйста, Саша. Теперь – Ира, за ней – Макс. А Саша встанет, он забыл, как надо себя вести».

Если время в начальных классах упущено, то в средних удерживать дисциплину сложнее, но тоже можно – для этого все ученики должны быть загружены работой. Самым шебутным придётся придумать индивидуальные задания и оценивать их так: не работал – получи плохую отметку. Нужно не забыть в течение урока задать ученику три вопроса и тоже поставить соответствующую отметку; а если у него будут только двойки, придётся говорить с родителями.

В классе шумно? В этом случае хорошо помогает быстрый темп проведения урока, тогда ученики не успевают отвлекаться – нужно всё успеть. Дети должны усвоить: во время урока нужно трудиться, а не развлекаться.

Учителю следует добросовестно готовиться к уроку – продумывать план, сочинять дополнительные индивидуальные задания для сильных и слабых учеников, использовать свою картотеку и пополнять её. Тогда на уроке не возникнет растерянности.

Учеников можно и нужно привлекать к ведению уроков в качестве помощников. Для этого нужны шутливые игры – «найдите предмет в классе» или «нарисуйте голову кота» с завязанными глазами. Хорошо оставлять игру на последние минуты урока в качестве стимула: если будете шуметь – игра отменяется.

Для установления дисциплины можно постепенно приучить класс к штрафным карточкам вроде футбольных. Например, жёлтая – предупреждение, красная – удаление из класса. Также о нарушении дисциплины могут сигнализировать поднятый вверх указательный палец или ладонь, скрещённые крест-накрест руки и так далее.

Очень важно оставаться спокойным, вежливым, не срываться и быть справедливым арбитром в случае возникновения спора.

Желаю Маргарите удачи в работе!

Из письма Людмилы Ермовой,
г. Нежин, Украина
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №48, декабрь 2017 года