Юрий Чернов: Моя публика – это подвыпившие мужчины |
20.08.2012 00:00 |
Он родился в 1949-м в Куйбышеве (ныне Самара) и в детстве часто слышал: «Будешь артистом!» После школы приехал в Москву, поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. На втором курсе его пригласили в картину Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника». Потом были областная филармония, Театр миниатюр. Однажды он решил поехать с концертом в Афганистан – и не нашёл понимания у администрации театра. Тогда он ушёл в никуда, отказавшись работать в коллективе, где не считаются с его мнением. Сегодня актёр Юрий Николаевич Чернов – режиссёр массовых эстрадных представлений, член совета директоров благотворительного фонда, преподаватель. – Юрий Николаевич, как сегодня живётся актёру Чернову? – Актёрам всегда было трудно. Я никогда не верил ни в режиссёров, ни в сваливающийся с небес успех. Я всегда просто работал. Сейчас, слава богу, есть возможность трудиться не в одном театре, а в разных коллективах с замечательными партнёрами, быть занятым в прекрасных антрепризных спектаклях. – Вашей визитной карточкой в кино является роль двоечника Сыромятникова в фильме «Доживём до понедельника». Это был ваш дебют? – Да, первая роль. Мой герой двоечник, хотя и очень симпатичный. Конечно, приятно, что эта картина стала классикой нашего кинематографа, а фразы Сыромятникова – крылатыми. Сколько раз я слышал вослед: «России после Петра Первого на царей не везло». – Вы были похожи на своего героя? – Нет, в школе учился как раз хорошо, никогда не списывал. Я всегда чувствовал, что в жизни нужно рассчитывать только на себя. Хотя в школе мне говорили: «Зачем тебе учиться, ты же прирождённый артист!» С детства меня тянуло что-то показывать, представлять. – Почему выбрали эстрадно-цирковое училище, а не какое-нибудь театральное или ВГИК? – Я подал документы куда только можно и везде провалился. Приятель, с которым тогда жил в общежитии ГИТИСа, попросил пойти с ним на экзамен в эстрадно-цирковое училище, подыграть на гитаре. Я согласился, и так случилось, что на меня там обратили внимание – почему-то решили, что я очень похож на знаменитого клоуна Олега Попова. Так я стал студентом. В училище научился игре на различных музыкальных инструментах, многие цирковые навыки пригодились в дальнейшем в моей концертной деятельности. У нас был замечательный курс, к нам на занятия по фехтованию, пластике, верховой езде приходили актёры из разных театральных вузов, Костя Райкин приходил… – Многие актёры сегодня с сожалением говорят о своей профессии, творчество превратилось в бизнес. Не жалеете о сделанном выборе? – Нет, конечно. Я с пятого класса твёрдо решил, что буду артистом. В двенадцать лет начал заниматься на Куйбышевской студии телевидения – тогда большим успехом пользовались телевизионные спектакли. Снимался в телефильмах, участвовал и в игровых программах. Так что ещё до картины «Доживём до понедельника» я был в Самаре достаточно известным молодым человеком, артистом без образования. – Значит, всё удачно сложилось? – Да! Мечтал стать актёром – стал. Мечтал работать в театре – работаю. Мечтал сниматься в кино – снимаюсь. Семья у меня прекрасная. Чего ещё желать? – А что не получилось в творческом плане? – Не смог сняться у Владимира Мотыля в «Белом солнце пустыни» в роли Петрухи. После успешного дебюта в «Доживём до понедельника» мне звонили, слали телеграммы с приглашением в картину с рабочим названием «Спасите гарем», говорили, что это первый советский вестерн. Но в училище меня не отпустили, сказали: «Выбирай: или ты снимаешься в кино, или учишься». Это, как я говорю, моя неспетая песня. Но не жалею – значит, на то была воля Божья. – Вы где-нибудь преподаёте? – Веду мастер-класс в детской анимационной школе при ВГИКе. – Знаю, что часто выступали с концертами. – Я один из основателей телепередачи «В нашу гавань заходили корабли». Ещё в московском цирке состоялся концерт, посвящённый памяти Юрия Владимировича Никулина, где пели артисты театра и кино. Все деньги перечислили в Фонд Никулина, чтобы на Цветном бульваре ему поставили памятник, у которого теперь так любят фотографироваться дети. – А как получилось, что долгое время вы занимались детьми-инвалидами? – В Сочи на фестивале, посвящённом творчеству детей-инвалидов, познакомился с президентом фонда «Филантроп» Геннадием Аничкиным. Трудно передать моё состояние, когда увидел этих детей: глухонемых, прикованных к инвалидным коляскам. Фестиваль для них был самым большим событием в жизни. Мы живём, порой даже не замечая, сколько вокруг нас людей, нуждающихся в помощи. – Как думаете, почему эгоизм и чёрствость сегодня воспринимают как силу, а доброту и откровенность – как слабость? – Эгоисты вовсе не сильные натуры. Сила характера заключается в том, что человек понимает, когда он не прав, и готов извиниться, сделать так, чтобы всем членам семьи было хорошо. Эгоизм – это скорее слабость. Человечество всегда играет, и общественные законы – это особые условия игры. Сейчас модно говорить: «Меня интересуют только мои дела, а остальное – ваши проблемы». Но такая мода пройдёт, потому что русскому человеку это несвойственно. Для нас естественно переживать не только за себя и своих близких, но и просто за знакомых. Под русскими я понимаю всю общность граждан бывшего Советского Союза. – Вас узнают на улице? – Как-то произошла любопытная история. Шли мы с женой, и нас обогнали подростки. Один из них спросил: «Простите, пожалуйста, вы актёр?» Я ответил: «Да». И вдруг слышу: «Это же вы снимались в фильме «Берегись автомобиля»!» Интересно, кого я там играл? Ещё случай вспомнил. На фестивале детей-инвалидов в Сочи, купаясь в море, увидел, что тонет девочка. Я сообразил, что если просто поплыву, то не успею. Тогда выбрался на берег, добежал до того места, где она тонула, и, нырнув в воду, вытащил её. Девочка грустно пошутила, сказав: «Если бы я знала, что меня спасёт артист, то тонула бы каждый день». А вообще моя публика – это подвыпившие мужчины. Когда ездили с женой на дачу на электричке, все пьяные были наши, потому что в таком состоянии люди легче идут на контакт. Все считали своим долгом подойти и сказать, какой я молодец, как мною гордятся, потому что хорошо исполнял роли неудачников, двоечников и пьяниц! (Смеётся.) Наш сын Максим очень переживал из-за этого и даже подрался в школе. Ребята посмотрели фильм с моим участием, и сына заело, как обо мне отзывались его приятели. С помощью кулаков он бросился доказывать, что его отец не такой. После этого случая стали говорить: «Ну что с Чернова возьмёшь? У него отец вон каких играет!» Жаль, что судят по амплуа отрицательного героя. В жизни я совсем другой! – Юрий Николаевич, как вы познакомились с женой? – После окончания училища я решил стать режиссёром и поступить на эстрадное отделение массовых представлений. Моя будущая супруга сидела в приёмной комиссии, она узнала меня по фильму «Доживём до понедельника». Я как Валю увидел, сразу понял – моё! Это была любовь с первого взгляда. Где бы она ни появлялась, я уже ждал: на кафедре, у подъезда дома. Это продолжалось примерно год. Я приглашал Валю на обеды, всё готовил сам, мясо жарил… Одна она ко мне не ходила, только с подругой, и всё время говорила: это не ем, то не буду. И тогда я пёк для неё оладушки. – Мелкие безумства в её честь совершали? – Нет. Не прыгал, не падал, никуда не залезал, не поедал стаканы. Ничем таким не удивлял. – А как признались в любви? – В том, что влюбился в Валю, я признавался кому угодно, только не ей. Всем рассказывал, что жить без неё не могу, а до неё это должны были донести те, кто выслушивал мои излияния. Мне сложно было сказать об этом Вале, потому что любовь с первого взгляда часто не находит отклика. Знакомые надо мной подшучивали, и Валя в том числе. Вначале наши отношения были своеобразной игрой, она меня проверяла: умею ли готовить, обслуживать себя. Потом эти функции Валя незаметно взяла не себя. Но я и сейчас могу погладить жене блузку, если она куда-то торопится и не успевает. Брюки себе вообще глажу лучше жены. А когда в моде были брюки клёш, я садился за швейную машинку и расклёшивал штаны всем своим друзьям! – Расскажите, пожалуйста, о вашей свадьбе. – Это случилось первого апреля. Утром я сдавал экзамен в ГИТИСе, а вечером играл жениха в Театре миниатюр. То есть в тот день был дважды жених! Пока находился на сцене, Валя дома развлекала гостей. Свадьбу отмечали в комнате восемь на два метра. Но было весело. – Вы ревнивый человек? – Жутко ревнив! Когда мы только стали строить отношения, Валя носила шапку-ушанку из рыжей лисы. И вот как-то в толпе я увидел женщину в такой же шапке, которая садилась в такси с мужчиной. Я тут же поймал такси и поехал за ними. Оказалось, что обознался! Просто как актёр я сразу реагирую на ситуацию. – Какое событие считаете главным в жизни? – Рождение всех моих детей. Ради них я и живу. – У вас, как и у многих родителей, наверняка возникал вопрос: как воспитывать детей? – Хочется ответный вопрос задать: а что такое воспитание детей? Многие читают книги педиатра Бенджамина Спока, но наши родители воспитывали нас не по книжкам. Были свои порядки, традиции, их и придерживались из поколения в поколение. У нас всё это протекало следующим образом: дочка приходила из школы и бежала в другую школу, на другие занятия. А в промежутке мы с ней разговаривали, обсуждали, выясняли, что хорошо, а что нет. Но она уже давно сама для себя решила, что можно, а чего нельзя. У меня трое детей – две дочери и сын. Я всегда хотел, чтобы они были честными. – А конфликты отцов и детей у вас бывают? – Постоянно! Характер у меня ворчливый и занудливый. Как они меня только терпят? (Смеётся.) Я очень люблю своих детей. Правда, иногда думаю, что чего-то им недодал. Что ж, мы все несовершенны. Может, я и сам в глазах своих детей не так воспитан. Сейчас другое время, молодой парень может получить в подарок от отца магазин и стать там хозяином. А у моего сына этого нет. Я как был рабочей лошадкой, так ею и остался. Мы, старшее поколение, стараемся понять и принять доводы, которые нам приводят дети, а у них ещё не хватает жизненного опыта, сказывается юношеский максимализм. Вот им и кажется, что родители придираются. Они обидчивы. Хотелось бы, чтобы конфликты не возникали вовсе, но у нас сейчас напряжённый ритм жизни, чаще друг на друга кричим, раздражаемся. Но глухого непонимания у нас нет, а доверительные отношения присутствуют. – Каким, на ваш взгляд, должно быть семейное благополучие? – Нет предела совершенству, но мы предпочитаем довольствоваться тем, что имеем. Наверное, нас с Валей это и держит. Благодарим Бога за то, что у нас есть, и трижды – за то, чего нет. Сегодня общество очень сильно расслоилось, возможности у всех разные. А благополучие мне представляется так: все живы, здоровы, в семье понимание и уважение. Конечно, ещё должна быть возможность нормально питаться, одеваться, приглашать к себе гостей. Русский народ никогда особо богато не жил, зато люди привыкли работать, доверять друг другу – это для общества немаловажно. Сейчас многие родители боятся за детей. Они идут гулять на улицу и возвращаются не в половине восьмого, а гораздо позже. А мама и папы сидят и нервничают. Не может быть благополучной семья, если общество неблагополучно, когда нет уверенности, что в критический момент удастся избежать насилия. – На чём строятся отношения в вашей семье? – Любовь – это естественно. Но необходимы и терпение, и взаимопонимание, особенно для людей нашей профессии. Вот меня жена всегда понимает. – У вас есть какие-нибудь домашние привязанности? – Люблю, чтобы в квартире было чисто, поэтому порядок навожу сам. Перемываю посуду – успокаивает нервную систему, в этот момент я отдыхаю. – Чем увлекаетесь в свободное время? – Дети, гитара, хождение по магазинам – вот всё мои увлечения. – Хотели что-нибудь изменить в себе? – Как я уже говорил, я – зануда. Когда после гастролей приезжаю домой, дочка спрашивает: «Пап, а ты когда уедешь?» Но не потому, что не хочет меня видеть, а потому что начинаю нудить. Я просто пытаюсь оберегать детей. – Что, по-вашему, отличает мужчину-актёра от просто мужчины? – Актёр – это диагноз. (Смеётся.) Простой человек сходил днём на работу, а вечером, вернувшись домой, забыл о ней. Профессия же актёра такова, что мы сутками говорим о работе. Это наш образ жизни. – Часто приходится обходить острые углы в отношениях? – Часто! Актёры – люди с характером, как качели: то они наверху, то внизу. И настроение у них меняется даже не в течение часа, а за минуту. – Есть мнение, что женщина – существо вспомогательное при мужчине. – Только не в нашей семье! Как утверждает моя жена, у актёров в семейной жизни больше обязанностей исполняет женщина, жена артиста – это вторая профессия. Женщина рядом с мужчиной-актёром играет большую роль, она и мама, и опора. Женой вообще быть трудно, а женой артиста тем более, потому что это общественная профессия, нужно иметь определённый имидж. Со стороны общества к актёру много внимания, к нему предъявляются повышенные требования, и к жене его – тоже. А если у актёра амплуа героя-любовника, то к супруге его уж точно будет пристальный интерес! – Вы абсолютно семейный человек. Что можете пожелать своим детям? – Жизнь – забег на длинную дистанцию, и если дети встречаются с препятствиями, надо, чтобы они не робели и преодолевали их. – Что такое семейное счастье? – Счастье, кроме всего прочего, в том, чтобы не думать, что может случиться нечто плохое. Если что-то не ладится, нужно быть уверенным, что завтра всё будет хорошо! В жизни надо поступать разумно, сразу делать выбор, чтобы не пришлось разводиться и причинять боль существу, которое ты произвёл на свет. У меня есть такой опыт: от первого брака осталась дочь. Расспрашивала Элина БОГАЛЕЙША |