Роман с двустволкой
16.01.2024 00:00
Роман с двустволкойВ Лену влюбились сразу двое. Вот так всегда в жизни: то пусто, то густо, то не было никого – то хоть разрывайся. Как в народной песне:
Рябина, рябина, несчастная я,
Два парня, два друга влюбились в меня.

Певунья лукавила: никакая она не несчастная. Голос жалобный, умоляющий – а сама, небось, в душе торжествует и победно хихикает. Время послевоенное, в деревне полное безмужичье – а тут на девушку такой активный спрос.

Песня была записана на старой пластинке, посерёдке красная этикетка с тусклыми золотыми буковками «СССР. Апрелевский завод грампластинок». Лена уважительно брала тяжёленький прохладный диск обеими растопыренными ладошками. Он был с лунной полоской, такой угольно-чёрный, что с опаской посматривала на руки: не запачкались ли? Радиола «Ригонда» стояла в бабушкином деревенском доме, а пластинки хранились в жёлтых от старости, пошедших пятнами конвертах.

Короткая толстая игла бережно опускалась в бороздку и начинала неспешно наматывать круги, поскрипывая и шипя:
Рябина, рябина, дай добрый совет,
На свете дороже и лучше их нет.
Мы с детства знакомы и дружим давно.
Но что же мне делать, ведь сердце одно.

Лена не стала бы так смело утверждать насчёт своих ухажёров, точно ли они дороже и лучше всех на свете. Во-первых, плохо их знала. Во-вторых, не с кем сравнивать – за свои тридцать два года жизни не была избалована вниманием кавалеров.

Лена была некрасивая. Не из тех, за которых в толпе глаз не зацепится. За неё как раз таки цеплялся: она была большого роста и спортивного, даже могучего телосложения. Ею можно было смело украшать советские плакаты пятидесятых годов: «Спорт – в массы», «Физкультура – лучший отдых для трудящихся» и «Товарищ, вступай в общество «Локомотив». Именно с неё лепили бы гипсовую девушку с веслом: мускулистые бёдра, мускулистые плечи, широкая мускулистая талия.

Сами понимаете, за семьдесят лет каноны красоты сильно и неоднократно менялись. То, что считалось привлекательным тогда, – нынче «фу-у», и наоборот. Представьте во время товарища Сталина высохшую скелетину цвета копчёной колбасы: скулы мертвецки торчат лопатами, африканские губы вывернуты, волосы плоские и скользкие, как у утопленницы. Только нечистую силу в сказках Роу играть. Свят, свят…

А вот сегодня Лена всё на свете бы отдала, чтобы стать такой. Но на диетах не сидела и фитнесом не занималась, вот ещё. Лена трудилась уборщицей, а эта работа и так состоит из комплекса гимнастических упражнений, бесконечных нагибаний-приседаний, и совершенно бесплатно, без тренажёрки.

Наломается за день, тут бы до дивана добраться. Щёлкала пультом, неразборчиво и ревниво смотрела фильмы, какие подвернутся, – современные так современные, советские так советские. Иностранные не любила – плохо запоминала имена.

Обратила внимание: в доперестроечных фильмах было очень много милых, красивых естественной красотой девушек. Их тогда ещё не успели разнюхать и разобрать по заграницам. У иностранцев губа не дура. А для Лены не было бы счастья, да несчастье помогло. Она огляделась и воспрянула духом: с массовым отъездом красавиц уменьшилась внутренняя конкуренция. На безрыбье и рак сойдёт за рыбу.

Но… тут на арену вылетела пластическая хирургия и разрушила последние Ленины чаяния и надежды. По стране стройными рядами маршировали манекены с туго натянутыми лицами и идентичными носами, у всех фигуры скроены по лекалу «песочные часы».

И шли, и шли походкой от бедра: в груди силикон, в ягодицах имплантаты, в губах ботокс, в коже бронза, в скулах филеры, во рту виниры, в глазах линзы, в ногтях акрил, в волосах нейлон… Поскреби – живого тела не найдёшь. Чего там: даже девичью честь научились штопать, от натуральной не отличить. Перефразируя классика: «Нет ничего проще выйти замуж девственницей, я сама делала это сотни раз».

Итак, крупная, коренастая, вырубленная топором Лена проиграла, не успев вступить в бой. Эстетические хирурги были способны на любое чудо, кроме вот этого: уменьшить тугую плоть, гренадерскую стать, мощный разворот плеч и широкую кость. Всё это отпугивало потенциальных кавалеров.

Зато Лена с её скульптурными формами была отличным рекламным лицом клининговой компании: краснощёкая, белозубая, в ярком комбинезоне, со щёткой пылесоса наперевес. Это по-старому уборщица, а нынче – менеджер клинингового звена.

Мы вместе с Леной убираем офисный центр «Н-ск-сити». У меня филологическое образование, но здесь я получаю в два раза больше, чем в школе, не треплю себе нервы и после работы вольная птица.

Лично я ненавижу уборку. Особенно выводит из себя протирание подоконных радиаторов отопления. Они старые, чугунные, ребристые. В каждой батарее шестнадцать рёбер. Умножаем на двенадцать, количество окон на этаже, – получается 192 ребра, и каждое нужно протереть изнутри. 192! А этажей – четыре!

Я, человек мыслящий, должна лазить тряпкой в 192 труднодоступных местах. И это в век кибернетики, искусственного интеллекта, электромобилей и телескопа «Хаббл»! Между прочим, я человек творческий, пишу стихи.

Помню, когда впервые выложила в интернет – летала от счастья. Меня прочитает весь земной шар, миллионы человек, меня переведут на десятки языков мира! Решила заглянуть на страничку через неделю. Волнуясь, бледнея и краснея, в предобморочном состоянии открыла сайт… Восемь просмотров и один комментарий из Америки: «Хелло, коза! С каких пор стишатами балуешься?» Выяснилось, что комментатор ошибся, спутал со своей бывшей, извинился…

Вот и приходится махать тряпкой и утешать себя цитатой, что я тот самый «поэт безвестный и несчастный, а значит, и высокой пробы».

Лена – тоже творческая личность. Для неё уборка являлась искусством. Она буквально отдавалась эйфории наведения чистоты. Засучивала рукава и, полная решимости, оглядывала поле деятельности. Так художник кидает взгляд на натянутое на подрамник холст, поэт – на белый лист бумаги, гладиатор – на арену битвы. Предстояла борьба света с тьмой, добра со злом, чистоты с грязью. Кто кого: Лена пыль или пыль – Лену.

И были прелюдия, кульминация, упоение, наивысшая точка слияния, экстаз… Вот она приходила в себя, переводила дыхание, оглядывала сияющую комнату с удовлетворением, с чувством отлично выполненной работы – похорошевшая, разрумянившаяся, с блестящими глазами, со вздымающейся грудью. В своём обтягивающем комбинезоне, с кудрями, которые выбивались из-под фирменной бейсболки, она просилась на холст, под кисть живописца.

Охранник Серёжа в упор не замечал Лену. Но однажды поломалось отжимное устройство ведра, и пришлось мыть каменную лестницу вручную, по старинке. Лена спускалась, нагибаясь в три погибели, выпрямлялась, крепко выкручивала тряпку и снова низко склонялась.

Серёжа оторвался от кроссворда. Его равнодушный, скучающий, скользящий взор остановился на Лене, на её устремлённых ввысь рельефных филейных и прочих частях. Взгляд оживился, в нём проснулись некое осмысление, хищность… Не зря о мужчинах говорят презрительно: «У них не голова, а головка. Бери голыми руками». Я так когда-то взяла мужа.

Серёжа начал оказывать Лене знаки внимания. Приглашал в кино, в кафе угостить мороженым, в парк на аттракционы. Вёл себя строго: когда нечаянно сталкивались их руки и где-нибудь на карусели смешивалось дыхание, а Ленин развившийся локон касался его губ – ничего такого себе не позволял. Хотя Лена с удовольствием бы позволила, почему нет.

Зато обронил однажды, что хочет от неё ребёнка. «Ничего себе, – возмутилась я. – Это же практически предложение выйти замуж. Как можно главные в жизни слова обронить, сказать мельком, между прочим?» – «Ты его не знаешь, он такой стеснительный».

Охранники получают мало, и, когда денег у Серёжи не хватало, они шли греться в музей современного искусства напротив «Н-ск-сити». У охранников существует своя корпоративная солидарность, и их пропускали бесплатно.

Лена рассматривала картины и инсталляции, ничего не понимала, робела и трепетала. Однажды Серёжа похвастался, что знает одного художника. К ним приблизился бледный юноша, представился: «Саша». Сашина вялая рука утонула в Лениной крупной тёплой ладони, она осторожно, боясь повредить, её пожала. Впервые видела живого художника. Всё как представляла: бородка, тонкие, пышные волосы красиво лежали на плечах.

Сашины работы занимали целый зал. В основном это были геометрические фигуры: квадраты, острые и тупые углы, наслаивающиеся круги – как от стакана на клеёнке. Саша тихим вежливым голосом объяснял Лене, что квадрат – это мир, который стоит на зубцах тибетских гор, а круги – это мысли. Коричневые круги – плохо, а фиолетовые – очень хорошо.

Художник пригласил Серёжу с Леной к себе в гости: попить кофе, полистать альбомы с гравюрами. Серёжа в последний момент позвонил и сказал, что подменяет напарника, пусть Лена идёт одна, он придёт позже. В прихожей у Саши стояла, вернее, сидела в позе лотоса, бронзовая статуя Будды в рост человека.

Лена, поглядывая на часики, попила кофе, полистала альбом с глянцевыми страницами. Ей было неловко, потому что Саша сидел близко, дышал лавандой, не отводил от неё тёмных ласковых глаз и при касании, в отличие от Серёжи, не спешил отдёрнуть руки.

На прощание подарил акварельную миниатюру в костяной рамочке: треугольники и ромбы по углам, посередине кубик Рубика. Сверху всё обильно забрызгано красными пятнышками и точками, будто окунули кисть в краску и мелко потрясли. Это оказался его детский автопортрет.

Саша сказал, что в детстве был очень хорошенький, его даже путали с девочкой. И у них с Леной получилась бы точная копия маленького Саши. Хотя против крошечной девочки он тоже ничего не имеет…
А Серёжа так и не пришёл.

Бедная Лена не понимала, что творится в её сердце. С Серёжей она и тысячной доли того не испытывала. Возможно, это и называется любовь.

Вообще-то всё это выглядело нехорошо по отношению к Серёже, хотя у Лены с ним ничего такого не было. И не такого тоже: они даже ни разу не целовались. Просто «ходили», как мальчик и девочка в школе, держась за руки. И у Серёжи не было таких глубоких, заглядывающих в самую душу глаз-омутов и нежных касаний, от которых кожа покрывается пупырышками.

Ну, там имелись, конечно, свои плюсы. Серёжа охотник, и в доме всегда было бы свежее мясо. Но ему не хотелось запускать пальцы в пышные тонкие волосы. Да и волос у Серёжи нет – брит под ноль. Он такой увалень, крепыш и шкафчик, с ним было уверенно и надёжно гулять в самых тёмных аллеях.

Но Лена сама кого хочешь защитит, например, хрупкого, как цветок, Сашу. Его хотелось греть дыханием, кутать нежную белую шею шарфом, отваривать курочку на ужин, наводить генеральную уборку в студии и протирать пыль со статуи Будды.

Мы пылесосили ковры в фойе. Лена крикнула сквозь шум, не есть ли это ветреность с Сашиной стороны – в первый вечер вот так сразу просить ребёнка? Я крикнула в ответ, что самое верное доказательство серьёзности намерений мужчины – это как раз таки желание родить совместного ребёнка. А тут сразу двое претендуют в отцы – да о таком счастье самые раскрасавицы мечтать не смеют. Лена зарделась маковым цветом и прибавила мощности в агрегате, так что он взревел и едва не засосал вставший на дыбы ковёр.

У Лены было доброе сердце, и она никак не решалась: во-первых, открыть глаза Серёже на вероломство и подлость друга, а во-вторых, самой себе признаться, что подлец и предатель Саша ей нравится больше. Хотя точно ли больше – никак не могла решить дилемму.

Смотрят звёзды летние молча на парней,
И не скажут ясные, кто из них милей.

Милей оказался Саша. Серёжа что-то такое заподозрил и активизировался, расщедрился на турбазу с ночёвкой – но было поздно. Лена то и дело срывалась в туалет и возвращалась зарёванная, измученная, с красным мятым лицом. Несмотря на токсикоз, она вся была счастливая и умиротворённая. Глаза у неё блестели сквозь слёзы, как звёзды. Что ни говорите, нет более обворожительной женщины, чем беременная. Она мурлыкала под нос уже не актуальную песню:
Рябина, рябина, девичья печаль,
Меня им, наверно, нисколько не жаль.
Всё ждут не дождутся, всё смотрят во тьму,
А нет чтобы просто уйти одному.


Ушли оба. Всё разрешилось и разрушилось в одно мгновение. Как-то раз Лена явилась на работу сама не своя, мрачнее тучи, на расспросы не отвечала, и видно было, что она переживала внутреннее потрясение.

Неужели Серёжа узнал? Что-то будет? У него охотничий прохладный глаз и дома в сейфе двустволка, а такие с виду увальни бывают страшно ревнивыми и вспыльчивыми. Я предложила Лене уйти домой – пусть отлежится, я её подменю. «Дома хуже», – сказала она. Надавила кнопку носком белого сабо и стала яростно тыкать щёткой под столы и кресла.

Через минуту пылесос выключился, и в наступившей тишине Лена громко сказала:
– Они из этих… Нетрадиционных, понимаешь? Им до зарезу нужен был ребёнок. Просто искали деревенскую здоровую дуру. И нашли.

Всё ясно. Лена для них живой инкубатор. Кто её уговорит – от того и родит. Возможно, даже разыгрывался жребий. Цель оправдывает средства. Всё ради того, чтобы потом купить у неё этого ребёнка. Предложить такую сумму, от которой трудно отказаться. Саша ведь богач, модный художник, у него картины покупают по всему миру. Вот такой хитрый план.

Лена включила пылесос и стала удаляться вглубь коридора. Я смотрела вслед. Ах, какая красота пропадает! Сколько в ней скопилось, застоялось нерастраченной женской силы и любви!

…Серёжа в тот же день написал по собственному. Сашин автопортрет со стены она не сняла. Смотрит, и ей кажется, что красные точки похожи на рябиновые ягоды. И приданое для девочки она выбрала яркое, цвета спелой рябины.

Надежда НЕЛИДОВА
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №2, январь 2024 года