СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Не хочется вылезать из-под стола
Не хочется вылезать из-под стола
16.11.2024 00:00
Нами восхищался сам Антон Павлович Чехов

Не хочется вылезатьЗдравствуйте, уважаемая редакция и читатели «Моей Семьи»! Сегодня мне пришёл на память урок, который я давала в школе, когда проходила практику на четвёртом курсе. Рассказ об этом, я надеюсь, не покажется вам скучным.

Практика заканчивалась, и на следующий день нам, студентам, предстояло возвращаться в институт. Поэтому мы нахально решили, что в последний день проверяющие к нам точно не приедут. Весь вечер накануне мы весело тусовались с местной молодёжью, к урокам не готовились.

И вот утром приходим в школу, а там нас встречает завкафедрой! Приехал, чтобы проверить нашу подготовку. Мы были близки к обмороку.

По нашим побледневшим лицам преподаватель, конечно, понял, что мы не готовы к урокам. Он посмотрел на меня и добрым голосом сказал:
– Думаю, что уж отличники-то всегда готовы к урокам. Дарига, проверку я начну с вас.

Народ радостно выдохнул и скачками побежал готовиться к своим урокам. А я обречённо вздохнула и отправилась в кабинет.

Мне предстояло дать урок природоведения, тема – «Наша родина – на карте моей страны». Предыдущая тема была – «Образование оврагов на поверхности земли». Вот её я знала хорошо, потому что готовилась. А что же рассказывать детям сейчас? Я задумчиво стояла у доски и пыталась вспомнить хоть что-нибудь. Банально читать текст в учебнике и пересказывать его – не годится. Учительница, которая относилась ко мне весьма душевно, принесла из соседнего кабинета карту нашей страны. Это всё, чем она сумела помочь практикантке. Тут прозвенел звонок, и урок начался.

Я долго проверяла домашнее задание, но делать это бесконечно было нельзя. Вздохнув, поставила отметки в журнал и унылым голосом объявила тему урока. Дети приготовились слушать. До сих пор помню, как они внимательно смотрели на меня. Я подошла к карте, ткнула указкой куда-то в район Байкала и сказала:
– Вот здесь, дети, находится наша родина.
– Где? – удивлённо переспросили ребята, которые так толком и не поняли, где же находится Бурятия.
– Вот здесь, – я опять вздохнула и указкой обвела на глазок участок справа от Байкала. – А слева расположена Иркутская область.

Дети, опять хором:
– Где-где?

И опять я печально ткнула указкой:
– Здесь, – это я уже примерно показала Иркутскую область.

В голове было пусто. Я повернулась к детям. Даже замечания никому не сделаешь – все сидят идеально! Подошла к учительскому столу и нечаянно смахнула с него карандаш. Согнулась, чтобы достать, и в этот момент меня пронзило острое желание остаться под столом и не вылезать, и пусть делают что хотят! С трудом заставила себя подняться и снова предстать перед учениками.

В этот момент я бросила взгляд на своего преподавателя. Он смотрел на меня и разводил руками, демонстрируя крайнюю степень удивления. И тогда я решила, что буду рассказывать о Бурятии то, что знаю, а не то, что положено по программе!

Я успокоилась и рассказала о гимне Бурятии, о том, как замечательно он передаёт красоту нашей земли. Поведала о горных районах, о красоте степей, тайги, тундры… Рассказывала, как зимой дети катаются на ледянках по гладкому льду Байкала, как уникальны наши целебные горячие источники, и что столица нашей республики находится «на ладонях у Хамар-Дабана» – это горы, которые окружают Улан-Удэ. Рассказала, как восхищался Бурятией Антон Павлович Чехов, не забыла и о его знаменитой встрече с буряткой, которая кивком головы показала писателю расстояние до ближайшей деревни, а он потом изумлялся, что до неё оказалось так далеко.

Мои ученики узнали о семейских сёлах – так у нас называются поселения староверов, которые появились в Бурятии ещё в XVII веке. Я рассказала ребятам, что Николай Некрасов упомянул одно такое село – Тарбагатай – в своём стихотворении «Дедушка». Говорила о делегации одиннадцати родов хори-бурят, которая ходила в далёкий Санкт-Петербург, чтобы подать прошение о включении бурятских земель в состав Российской империи. А когда начала рассказывать о гуннах, предках бурятских племён, то прозвенел звонок с урока. Жаль! Потому что историю о Великом Чайном пути, проходящем через Бурятию и связывающем Китай и Россию, ребята от меня так и не услышали – началась перемена.

Я дала детям задание прочесть параграф в учебнике и ответить на вопросы после параграфа, а сама в полуобморочном состоянии упала на учительский стул. Дети начали весело готовиться к следующему уроку, а я приготовилась получить нагоняй от преподавателя.

В учительской на разборе уроков он первым делом спросил у меня:
– Дарига, какую оценку за урок вы бы поставили себе сами?
– Двойку.
– Хвалю за честность. К уроку вы не были готовы. Но хорошо, что у вас такой широкий кругозор. Я сам заслушался вашими рассказами. Вот только они очень далеки от темы урока, согласны со мной? Но зато после ваших рассказов мне захотелось и по льду зимнему прокатиться, и в горах побывать, и Чехова с Некрасовым перечитать. Так что, Дарига, я вам ставлю за урок четвёрку. Пятёрку не могу, сами понимаете почему. И спасибо вам за урок!

Пока преподаватель говорил, я успела и огорчиться, и обрадоваться. А когда услышала «спасибо», стала улыбаться. Потом он со смехом меня спросил:
– А под столом долго хотели сидеть?

Я расхохоталась и сказала, что вообще не хотела вылезать оттуда. Он мне серьёзно ответил:
– Это и дети поняли, потому что они очень долго ждали, пока вы выберетесь. Скажите ребятам спасибо, что они дождались вас и не шумели.

Это один из самых неудачных моих уроков, и запомнила я его на всю жизнь.

Из письма Дариги,
г. Улан-Удэ
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №45, ноябрь 2024 года