СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Александр Мохов: Помню, увидел, как родители целовались, а им было за пятьдесят
Александр Мохов: Помню, увидел, как родители целовались, а им было за пятьдесят
01.04.2013 00:00
Александр МоховЗаслуженный артист России Александр Мохов – обаятельный, талантливый и очень плодотворный человек. Он успешно играет на сцене и много снимается. Наиболее известны его работы в фильмах «Сыщики», «Серые волки», «Беспредел», «Сибирский цирюльник», «Мужская работа», «Две судьбы», «Неравный брак». С женой Дашей Калмыковой у Александра не только семейный, но и творческий союз. Они вместе снимаются в кино и работают на одной сцене. Наше с Александром общение прервал телефонный звонок: «Здравствуйте, это Александр? Вы должны завтра приехать на телевидение. Как правильно пишется ваша фамилия?» Мохов удивлённо спрашивает: «А как вы её произносите?» – «Калмыков». Смешная ситуация.

– Ты снимаешься в сериале «Неравный брак». Твоя вторая супруга Даша Калмыкова моложе тебя на двадцать лет…
– Когда я увидел Дашу первый раз, она сразу мне понравилась. Но, имея некоторый опыт общения с симпатичными девушками, я подумал: «Ну вот! Опять купился на внешность». К тому же, выпив на одной из вечеринок, я осмелел и решил познакомиться – просто показал ей свой паспорт и сказал: «Вот здесь мне шестнадцать лет». Потом мы уехали на гастроли в Сибирь, и я старался, чтобы Даша обратила на меня внимание. Однако у коллег и знакомых уже сложилось обо мне мнение как о человеке, который непостоянен в отношениях с женщинами. Дашу оберегали все, не только женщины, но и мужчины. «Александр Анатольевич, неужели вы думаете, что между нами может быть что-то серьёзное?» – это прозвучало как отказ.

– Но роман всё-таки случился?
– После четырёх лет знакомства. Традиционного ухаживания с моей стороны не было. Объясняю это тем, что мужчина, когда ухаживает за женщиной, строит какие-то планы, а у меня цели как таковой не было. Уже имелся опыт и семейной жизни, и общения с женщинами, поэтому с Дашей я боялся строить планы, чтобы ничего не разрушить. Для меня был важен сам факт – она есть на свете. Мы могли часами разговаривать. Часто как бывает? Чем больше с человеком общаешься, тем больше понимаешь, что он от тебя всё дальше, а тут наоборот – она становилась всё ближе.

– Каким было признание в любви?
– В любви я признался Даше очень давно, но она этого не услышала – слушала, но не услышала. Я ей за это даже благодарен, потому что, если бы она ответила мне взаимностью тогда, я бы подумал, что она ветреная девчонка. С высоты своего жизненного опыта хорошо понимаю, почему женщины так часто негативно отзываются о мужчинах, и наоборот. Ведь мы часто выдаём желаемое за действительное. Когда я встретил Дашу, то поначалу испугался, что так и будет. Даже откладывал отношения, в том числе и физические. Сначала я должен был разобраться в себе, чтобы не нанести любимому человеку душевную травму. Уже готов был, как Петрарка, любить платонически, на расстоянии – так никогда не испортишь идеал. Не зря ведь древние говорили, что мы любим далёких, спящих и мёртвых. Человек близкий часто становится для нас чужим. Вот и я опасался такой ситуации.



– А каким было предложение руки и сердца?
– Я сказал Даше: «Вот если бы я сейчас сделал тебе предложение, ты бы вышла за меня замуж?» Она посмотрела на меня и спросила: «Ты мне делаешь предложение?» – «Да», – ответил я. Рад, что это произошло так естественно и мне не нужно было падать на колени.

– Есть ли для тебя разница между любовью и влюблённостью?

– А есть разница между температурой тридцать шесть и шесть и температурой тридцать восемь? Влюблённость – когда женщина нравится, но для тебя пока не важно, видишь ты её или нет. Любовь – это когда у тебя крышу сносит, когда без человека уже не можешь жить и не понимаешь, что происходит. Бывает, человек влюбляется и сразу сталкивается с законами жизни, моралью общества. Здесь действительно могут быть противоречия. Со мной бывало так: что-то происходит внутри, тяжело себя побороть, и это может повлечь за собой конфликт. Несколько дней пьёшь, потом всё проходит.

– Какой должна быть женщина, чтобы мужчина захотел её завоевать?
– Мне не очень нравится слово «завоевать» – всё равно что берёшь бастион. Мне кажется, что люди живут вместе, потому что им хочется быть вместе. Я бы заменил словом «удивлять». Делать то, чего от тебя не ожидают. В последнее время стало модно заключать браки в нетрадиционной обстановке: в самолёте, под водой, даже в космосе.

– Это и есть – удивить?

– Думаю, это связано с желанием сделать важный день своей жизни необычным, запоминающимся. Свадьбу делает таковой не количество приглашённых гостей, не наличие предметов роскоши в виде лимузинов, мебели, подарков. Искренние слова близких ценятся в этот день гораздо больше.

– Ты создаёшь впечатление человека лёгкого и весёлого. Какие люди вызывают у тебя интерес?
– Несмотря на общительный характер, у меня нет друзей. Так сложилось. Но находясь в компании, я достаточно коммуникабелен. Мне нравятся умные люди – не в смысле начитанные, а те, которым ничего не надо объяснять.

Александр Мохов– Ты выбрал не слишком мужскую профессию, которая не даёт стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Но выбрал именно её. Почему?
– Когда понял, что хочу стать актёром, мне было четырнадцать лет. Тогда я не думал о материальных благах, да и выбор мой оказался спонтанным. Не хотел идти в девятый класс, случайно увидел справочник для поступающих в специальные учебные заведения, наткнулся на строчки «артист драматического театра». Поехал и поступил. Что касается стабильности, то у меня пока всё складывается нормально (Смеётся.) Опять же – кому сколько нужно денег. Думаю, главное – заниматься любимым делом. Мне ведь предлагали остаться в Америке и работать там в кино, но я отказался.

– Ты снялся в сериале «Александр Македонский», который ещё не вышел в прокат. Какую роль играешь?
– Плохую! (Смеётся.) Мой персонаж по имени Влас – новый русский. Он наполовину бандит, наполовину бизнесмен. Человек, который отвоёвывает своё место под солнцем, в достижении цели для него не существует преград. Мне как актёру он интересен. Это не отморозок, у которого в голове одна извилина, и та пунктиром. Влас обаятельный, неоднозначный.

– Почему вы, мужчины, так агрессивны? Разве на Земле нечем больше заняться, кроме как воевать?
– Говорят, что ген злости передаётся по наследству. Но я не согласен с тем, что агрессивны все мужчины. Я, к примеру, настроен миролюбиво. (Смеётся.)

– Часто в сериалах, где ты снимаешься, много опасных трюков. Были неожиданные случаи во время съёмок?
– Каскадёры нас оберегали, поэтому всё проходило гладко. А вот в ходе съёмок сериала «Александр Македонский» одного артиста подвесили за ноги к дереву и заклеили рот скотчем. И пока не спеша устанавливали свет, он, бедный, очень долго висел. Когда его сняли, так же долго матерился, пока не выпил водки. (Смеётся).

– У тебя однажды угнали машину, как это случилось?

– Очень просто. Брат плохо себя почувствовал и оставил машину «Ауди-100» возле дома, а не на стоянке, и её угнали. Это случилось накануне моего дня рождения. В этот же день позвонили с киностудии и сообщили, что меня сняли с роли в очередном сериале. Так что настроение было ближе к обморочному.

– Как выходил из стресса?
– Уехал на гастроли в Туапсе, и там всё это нашло выход – подрался с местными ребятами. Потом мне позвонили и сказали, что всё-таки утвердили на роль в сериале. А у меня глаз подбит. На съёмках пришлось менять текст: мол, мой персонаж «герой, он вчера по морде получил». (Смеётся.)

– Есть ли в твоей жизни увлечения помимо профессии?
– Я увлекался футболом и даже зарабатывал этим. Но порвал связки на ногах, а мне нужно было лететь на съёмки. Пришлось ходить в специальных корсетах для коленок, на экране было незаметно. Благодаря этим приспособлениям мог даже бегать. С футболом пришлось проститься, потому что актёрская профессия дороже.

– Все твои экранные герои – мужчины смелые. Каждый из них по той или иной причине готов рисковать жизнью. А тебе самому приходилось рисковать?
– Постоянно это делаю. Табаков пригласил меня преподавать в Школу-студию МХАТ, я рискнул и согласился. При этом как режиссёр ставил спектакли, сам делал декорации. Однажды вдруг пригласили ведущим на телевидение, и я, ничего не понимая в этой профессии, работал два года. Ушёл, потому что не хотелось быть дилетантом. Потом с братом занялся бизнесом по производству мебели, начал вникать в финансовые отношения. Что это, если не риск?

– А рисковать так, чтобы, например, спасти кого-нибудь из огня?
– Только во время службы в армии были случаи, когда, недолго думая и не паникуя, приходилось принимать решения. Один солдат вскрыл себе вены, другой после самострела умер у меня на руках. Иногда бывает, что ты, как пацан, пугаешься непредвиденных ситуаций, а иногда ведёшь себя, образно говоря, как герой.

– Помимо всего прочего, ты выходишь на сцену двух театров – МХТ и «Табакерки».
– Я ушёл из театра Олега Табакова, пока только в творческий отпуск. Многие могут позавидовать тому, что я имею в театре, – ролям, регалиям. И вдруг такой шаг… Может показаться, что выпендриваюсь, внимание к себе привлекаю. Нет. На данный момент мне интересно заниматься преподаванием актёрского мастерства.

– Какова твоя цель в этом деле?
– Я отдаю энергию, и она ко мне возвращается. Олег Павлович Табаков как-то сказал, что наши творческие успехи дорого стоят, но успехи наших учеников стоят гораздо больше. Даже Дастин Хофман, уже будучи звездой, приходил на мастер-класс к Табакову, когда тот приезжал в Бостон. Потому что актёру важно остановиться и понять, не действует ли он по инерции, когда сыграл одну роль и живёшь ею. Должны быть какие-то новые этапы, другие победы. Со своими студентами я заново постигаю эту профессию.

– Александр, как ты оцениваешь свою роль в семье?
– У меня довольно сложный характер. Иногда полушутя, полусерьёзно стучу кулаком по столу: «Кто в доме хозяин?» Могу сказать, что мы – зеркальное отражение наших родителей. Мой отец когда-то уходил от матери, у меня тоже возникал такой же разлад в душе. Потом, помню, увидел родителей целующимися в огороде, когда им было уже за пятьдесят. А вообще иногда мне даже в радость постирать, полы помыть. У нас с женой нет строгого распределения обязанностей. Я могу день и ночь заниматься чем-нибудь по хозяйству, а иногда лягу на диван и ничего не хочу делать.

– Проблема отцов и детей, по-твоему, разрешима? Как добиться взаимопонимания?
– Меня родители воспитывали в строгости. А я смотрю на нашего сына и вижу, что он очень быстро взрослеет, и методы, которые я применял в воспитании раньше, не годятся. Своему старшему сыну я был отцом, а сейчас для своего ребёнка нужно стать другом.

– В чём ты видишь секрет семейного счастья?
– У каждого человека своё представление о счастье. Мне, например, хочется, чтобы всё шло идеально, но я же понимаю, что это невозможно. Думаю, не бывает очень хорошо, если тебе не было очень плохо. Кто-то на вопрос «Как жизнь?» ответит «Нормально» А моя жизнь, как шкала сердцебиения: то резко вверх, то резко вниз. Скажем так, если моё настроение по шкале наверху, то я действительно могу подарить близким счастье.

Расспрашивала
Элина БОГАЛЕЙША


Опубликовано в №13, апрель 2013 года