Враг невидим, но тем и страшен
18.02.2016 15:06
Боюсь, муж не выдержит такой осады

Враг невидим, но тем и страшенДорогая, милая Галина Ивановна, простите, что пишу сбивчиво и, может, местами непонятно, но мне очень нужен совет! В нашу семью пришла беда – мужу поставили серьёзный диагноз: диабет второго типа. К счастью, не инсулинозависимый. Вы, бога ради, не подумайте, что я такая фифа воздушная, испугалась тяжёлой болезни, её последствий, нет! То есть, конечно, лучше быть богатым и здоровым, но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Понимаю, что заболевания, даже самого сурового, нужно не пугаться, не прятаться от него, а лечить. И вот удача – нам попалась очень толковая, умная, знающая врач-эндокринолог, всё подробно рассказала, успокоила меня и мужа: да, болезнь грозная, осложнения могут быть опасными, но если взяться за себя с самого начала, соблюдать все рекомендации, не жалеть себя и не баловать – то можно прожить долго и счастливо. А нам только того и надо, ведь мужу всего 54 года, наша дочка недавно вышла замуж, родила внука.

В общем, есть у нас теперь и вся информация, и все рекомендации, и диета на листочке, и список обследований. Но нет главного – поддержки родных и друзей.

Вот уж не думала, что это окажется такой проблемой. И вроде мужа все любят, уважают, готовы помочь, пожалеть. И, наверное, если бы он – не дай бог! – лежал без сознания в реанимации и уже был одной ногой на том свете, тут бы все за него молились, помогали бы и переживали, луну бы с неба доставали. Но сейчас-то он пока на вид всё тот же весельчак, здоровяк ростом метр восемьдесят пять, с небольшим животиком. Никто не понимает, что внутри у него поселился смертельный враг, который невидим, но тем и страшен!

Врач сказала: строгая диета, никакого алкоголя. Муж и раньше не был обжорой и пьяницей, но, что греха таить, любил сладенькое, особенно нашу со свекровью выпечку, мог с друзьями пропустить по маленькой. Сейчас стало понятно: и сладкое, и спиртное – смерть!

Поговорили с доктором, расписали всё лечение. Похоже, муж сам испугался: сахар 15 единиц – не шутки, всё же он человек с высшим образованием. Дома стал соблюдать диету, всё строго, даже и не просит ничего запретного, говорит – как подумает, какой бедой это всё грозит, так ему и не хочется. И слава богу! Как я радовалась – не болезни, конечно, а спокойному, адекватному отношению мужа к лечению.

И тут пришла беда откуда не ждали. В гости приехала свекровь, привезла полную сумку «вкусненького» для любимого сыночка. Да ведь только накануне говорили с ней по телефону, объясняли всё. Она вроде поняла, сочувствовала: «Ах, напасть какая, вот зараза, у меня соседка Томка от этого вражьего диабета померла!»

И тут же – больному сыночке буквально запихивает в рот запрещённую еду со словами:
– Да разок-то можно, это ж я сама готовила, это ж натуральное всё. Ну вот сейчас поешь – и сиди дальше на своей диете, насидишься ещё.

Муж, конечно, отказался – но я видела, как трудно ему это далось, чуть не плакал. Ведь живой человек, хочется же вкусного!

Сначала вежливо сказал:
– Мама, ну мне же теперь нельзя, сама поешь, пусть вон лучше дети… Вот на столе листок лежит – доктор всё написала.

Ушёл в свою комнату. Так свекровь такой крик подняла – она, мол, старалась, от её харчей ещё ни одному человеку плохо не было, а список этот докторский можно – извините – в туалете повесить, там от него больше толку, а от голода ещё никто не поздоровел. Надо таблетки пить хорошие, вот и будет здоровье.

Да пьёт муж таблетки, конечно. Но ясно же сказано, и сама я читала (уже профессором стала в этой области), что главное – диета. Ну ладно, свекровь – женщина немолодая, не сильно образованная. Ещё пару раз возникали подобные скандалы, но стараемся не обострять. Надеюсь, договоримся, ведь это её родной сын, замечу – единственный. Подсовываю ей книжку, статью – не хочет читать, говорит – всё врут. А сама, как сердце заколет, ложится пластом и «скорую» ждёт.

Но ведь и другие родственники не лучше! Наша дочка, с высшим образованием вроде невзначай конфетку суёт: «Ой, папа, угостили, вку-усная, с орешком!» – то бутылку рома принесла: коллега отдыхала на Кубе, вот, сувенир привезла. Ну пойми же ты, дочь, что травишь этим отца, убиваешь! Нет, не хочет понять, обижается:
– Да забыла я, забыла! Вот трагедию развели, нельзя – пусть не ест. А уж так сильно хочется – пусть попробует, от одного раза ничего не будет. Вот я тоже на диете, сладкого не ем, но я же не скандалю, если мне шоколад предлагают. Прямо говорю: «Идите на фиг, буду жирная». И папка пусть так говорит!

Друзья-приятели – отдельная трагедия. Муж всегда был такой компанейский, любил и на рыбалку ходить, и за грибами, и просто с друзьями посидеть. Никогда они сверх меры не перебирали. Ну так что ему теперь, к ним в гости или на природу с бутылкой минералки ходить? Пробовал – смеются! Взрослые мужики, жизнь прожили, старые уже, лысые, у самих куча болячек, а дразнят его весь вечер:
– Ой, Палыч, язвенник-трезвенник. Да все болезни от трезвости! Это твоя супруга врача подговорила, он и запретил, а ты дай врачу тыщу рублей – сразу всё можно будет!

Муж пока держится, не пьёт. Но ещё прошло не так много времени, всего два месяца, боюсь, они всё равно его вынудят. А мне его так жалко, слов нет! Дома готовлю диетические блюда, все самые вкусные, по полдня с ними вожусь. Уговариваю его, объясняю, но чувствую – ему уже надоедают мои разговоры, хотя пока слушает меня.

Галина Ивановна, милая, подскажите: что делать? Мужа очень люблю, боюсь потерять. О коварстве диабета знаю, вроде и муж затвердил, но, кажется, не выдержит он такой осады. Нельзя же с друзьями и родными разругаться и дома его одного запереть! Как быть?

Из письма Дарьи,
Москва

Комментарий психолога

Уважаемая Дарья! Вы, наверное, слышали: о диабете говорят, что это не столько болезнь, сколько другая жизнь. Слово «болезнь» у меня вызывает ассоциации с постельным режимом, потерей трудоспособности. Поэтому мне кажется, что гипертонию, которую можно корректировать, диабет, который может компенсироваться, и другие хронические неполадки организма, не лишающие человека трудоспособности, разумнее рассматривать как особый стиль жизни.

С диабетом можно жить – и долго, и… хотелось бы сказать «полноценной жизнью», но давайте признаем, что жизнь будет с ограничениями.

Дашенька, дорогая, вы, наверное, знаете, что самое главное при диабете – это контроль за уровнем сахара в крови. Поэтому, во-первых, нужно купить глюкометр. И следить за уровнем сахара ваш муж должен сам. Хотя у меня сложилось впечатление, что пока он ведёт себя как несамостоятельный маленький мальчик. Он должен повзрослеть и выстроить свою жизнь по формуле «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Во-вторых, ваш муж, а не вы и не его мама, должен изучить всё про хлебные единицы, и в каких продуктах в каком количестве они водятся.

Вы, разумеется, будете ему помогать, готовить, что нужно. Но, дорогая Дашенька, не берите на себя ответственность за другого взрослого человека, это неконструктивно и пагубно для вашего супруга. Вы же не можете находиться постоянно с ним рядом, ответственность за свою жизнь и здоровье человек должен нести сам.

Чем мы с вами можем помочь? Ободрить и, конечно, не нагнетать. Не поленитесь, поищите в интернете примеры долголетия людей с диабетом. У меня были знакомые, мужчины и женщины, которые дожили с диабетом второго типа до восьмидесяти с лишним лет.

Чем же они отличались? Оптимизмом и мужеством. Наша с вами самая главная задача, Дашенька, – уберечь родного человека от депрессии, постоянно внушать, что он с этим справится, но справляться он должен научиться сам. И самое главное, чему он должен научиться, – это отказываться.

Даша, мы не можем ожидать от других людей обширных знаний о диабете, тем более что внешне ваш муж – да и другой человек с этим диагнозом – производит впечатление вполне здорового. Но сам-то он знает, что болен, а значит, надо ввести необходимые ограничения. И да, придётся отказаться от поездок с друзьями на рыбалку до тех пор, пока ваш муж не научится оберегать себя от настойчивых призывов нарушить режим питания.

Может быть, придётся ограничить круг общения. Вполне вероятно, что на первых порах он будет вынужден терпеть обиды от родных за отказ выпить-закусить. С этим, Дашенька, следует смириться. А друзья со временем привыкнут к минералке в его стакане, посмеются и перестанут. Пока что можно посмеяться вместе с ними, ведь лучшая защита от насмешек – это самоирония: я сам посмеюсь над собой и тем самым отберу у тебя все те слова, которые ты мог бы мне сказать.

Хочу закончить тем, с чего начала и что считаю самым главным. Диабет – это особый стиль жизни, это жизнь с ограничениями. Самая большая угроза при диабете – уныние, депрессивный настрой. Болезнь, Дашенька, помогает человеку повзрослеть, а взрослый, зрелый человек – это тот, кто берёт ответственность за свою жизнь и здоровье на себя. Помогите мужу повзрослеть, а не делайте из него маленького мальчика, о здоровье которого должны заботиться жена, мама, дочь, друзья.

Вы, Даша, ещё переживаете шоковое состояние, через которое проходят все без исключения, узнавшие о болезни – своей или близкого человека. Но время всё расставит на свои места, и новый стиль жизни войдёт в привычку и у мужа, и у вас.

И, как всегда, закончу парадоксальным утешением: Дашенька, не гневите Бога, оглянитесь вокруг – и хуже бывает. С уважением,

Галина БЕЛОЗУБ
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №06, февраль 2016 года