Мы стали девочку хвалить
31.10.2016 16:16
Взрослые, погладьте меня

Мы стали девочку хвалитьВпервые в жизни задумалась: а сколько лет я уже работаю в этом детском саду? Вернулась на работу после отпуска в июле, а у нас новый набор. Увидела вихрастого рыжего мальчишку и подумала: где же я его встречала?

– Что, тоже не можешь вспомнить, где такое чудо видела? – смеётся Степановна, глядя, как я читаю список детей.
– Да, уже решила, что померещилось, – кивнула я.
– Нет, не померещилось, – отвечает Степановна. – Это сын нашей Леночки, девочки из твоего первого выпуска.

…Надо было видеть глаза мам, пришедших на первое родительское собрание, когда одна из них, едва войдя в группу, кинулась мне на шею с криком: «Моя!»

У Леночки была тугоухость, граничившая с глухотой. Девочка окончила школу, выросла, вышла замуж. У её ребёнка нет проблем со слухом, но помощь дефектолога нужна. И он очень похож на маму. Вот я и задумалась: сколько же лет я тут работаю, если мои выпускники начали приводить в группу своих деток?

Но я хотела рассказать не об этом.

Новый набор, новые «звёзды». Ритку нам приволокла, в прямом смысле этого слова, бабушка. Бросила в раздевалке, устало выдохнула: «Заберите», – и пошла домой.

Ритка – пятый ребёнок в семье. Семья обычная, родители работают на заводе посменно, живут в частном секторе, за детьми чаще всего присматривает бабушка. До сих пор я смогла поговорить только с отцом.

У четырёхлетней девочки нет речи, обращённую речь понимает частично. Внимание к себе привлекает громким криком, истериками. Первые дни падала на пол, долбила пятками, билась головой.

Скажу честно, мы едва не поседели всем педсоставом группы. Ритка залезала на шкаф, куда до неё никто даже не пробовал забраться, сгрызла колёса от всех маленьких машин, ободрала обои в моём кабинете, подъела несколько детских книжек.

С её появлением мы начали закрывать группу на ключ, гулять на участке только в сопровождении двух педагогов – Ритка умудрялась сбегать. Просто убегала куда глаза глядят.

Не умела есть. Нет, она садилась за стол со всеми остальными, брала ложку, потом соскакивала, бежала в группу. Возвращалась обратно к столу, пыталась есть из чужих тарелок, отнимала у детей еду.

Нужду справляла где придётся: где захотела, там и присела. И всё время кричала, вопила, орала.

– Да тресните ей по заднице как следует, – сказала бабушка, – она заткнётся. Ничего не понимает ведь, пока ей не наподдашь.

Четырёхлетняя дикарка не знала, что такое ласка, доброе слово. Закрепилось поведение, когда на крик девочки была определённая реакция взрослых. А в большой семье привлечь к себе внимание другим способом ребёнок не мог.

И мы стали хвалить девочку. Положила на место куклу – молодец. Вымыла руки, самостоятельно оделась – умница.

– Ай да какая Рита молодец! Рита сама застегнула сандалики, – хвалила девочку Степановна.
– Ах, какая красивая девочка! Посмотрите, Рита сама умылась, – приговаривала няня.

Первое время девочка не давала нам даже погладить её по голове, радость выражала единственным известным ей способом – скалила зубки или показывала язык.

Она очень долго не шла на контакт.

Я заметила, что Рита любит воду. Выдала ведёрко с тёплой водой, высыпала в него конструктор, и мы вдвоём мыли, протирали, раскладывали детали по цветам.

Постепенно воду убрали, стали просто играть в дидактические игры.

– Помогай, Рита! Вот как хорошо! Смотри, красные кубики, жёлтые…

И малышка оттаяла. Она подходила ко мне или воспитателям, нерешительно топталась рядом, потом брала руку взрослого и клала себе на голову: мол, погладь меня. Замирала затаив дыхание, вздыхала, отходила.

Она научилась улыбаться. Истерики почти прекратились, Ритка не бегает из группы, съедает весь завтрак, обед и полдник. Уже одевается самостоятельно и даже пытается застегнуть сандалии.

Понедельник. Прихожу на работу, открываю калитку. Воспитатель проводит утреннюю зарядку, дети выполняют движения под звуки бубна. Закрываю калитку, вхожу во двор.

– Мама! – вдруг раздаётся короткий пронзительный крик, и Ритка несётся ко мне с раскинутыми руками через весь двор.

На автомате ловлю, обнимаю. Сердце малышки стучит быстро-быстро. Она стискивает руки на моей шее и шепчет:
– Моя!

Возвращаю девочку на зарядку, поднимаюсь в кабинет.

Фух, можно немного выдохнуть, контакт установлен.

Рита научится называть меня тётей, потом будет называть по имени и отчеству. Всего полтора месяца прошло с начала работы. Никогда не делаю прогнозов, но самое главное, что лёд тронулся.

Из письма Натальи Каблуковой,
Свердловская область
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №43, октябрь 2016 года