СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Главное веселье – это пожрать
Главное веселье – это пожрать
18.02.2019 14:40
Идиотское слово «бодипозитив»

Главное веселье – это пожратьЗдравствуйте, «Моя Семья»! Давно читаю газету и вот сама решила написать, попросить совета у психолога Татьяны Белюченко. С моей дочкой возникли большие проблемы, и я пока не вижу выхода.

У нас хорошая, дружная семья. Естественно, есть разногласия, одно из главных – питание и образ жизни. Муж у меня стройный от рождения, может есть что угодно, не поправляясь. И вся родня у него такая, родители и сестра, никто не озабочен диетой и физкультурой, при этом выглядят и чувствуют себя хорошо.

А вот моя мама была очень полной, в результате – букет болезней, первый ранний инсульт в 46 лет. Ей не исполнилось и пятидесяти, когда умерла. Мы с братом унаследовали её тип фигуры и, видимо, обмен веществ. Итог плачевный: у брата в сорок с небольшим уже и тяжёлая гипертония, и диабет, и весит он более ста килограммов.

Не хочу такой судьбы ни для себя, ни для дочери! Впервые задумалась об этом лет в двадцать, мама уже болела. Я тоже была полной, обросла кучей комплексов, но потом резко пересмотрела своё питание, стала заниматься спортом. Похудела на 18 килограммов и буквально расцвела. Вышла замуж, родила и даже после родов быстро сбросила лишний вес.

Сейчас я стройная и очень активная, стараюсь постоянно находиться в движении и следить за диетой, не ем ничего сладкого, жирного, вообще – вредного. Знаю: стоит дать слабину, сразу начну расползаться, а это гибель в прямом смысле слова.

И дочку так воспитывала с самых ранних лет, ограничивала в еде, сладостей до пяти лет вообще не давала. Потом, к сожалению, вмешались «добрые» родственники и знакомые. Водила на спортивные занятия, танцы, прививала любовь к здоровому образу жизни. Внушала, что при её наследственности нужно постоянно держать себя в руках. Да, у её папы другие гены, но дочка очень похожа на меня, она явно в нашу породу.

До 12 лет мне удавалось контролировать питание своей девочки, порой она начинала набирать вес, но я сразу вносила коррективы. Дочь росла миловидной и худенькой, я так радовалась, что она не получит моих комплексов, вырастет здоровой и будет пользоваться успехом у ребят. Вроде дочь и сама понимала, что нельзя распускаться. И вдруг – беда.

Мы переехали в новую квартиру, дочка пошла в другую школу. Она общительная, но из всего класса почему-то подружилась с очень странной девочкой, назову её Леной – полной, неопрятной, некрасивой. Эта Лена ест что попало, не следит за собой, одевается не пойми как. Понятно, внешность от бога, но ведь можно помыть голову и надеть что-нибудь приличное? А самое главное, нельзя быть такой толстой в 12 лет! А дочка не видит недостатков подружки, повторяет: «Не придирайся к Ленке, она прикольная, с ней весело».

Оказалось, главное веселье – это пожрать. Моя дочь, всегда строго соблюдавшая режим питания, теперь дня не может прожить без всякой гадости вроде чипсов, сухариков, шоколадных батончиков и газировки. У нас в семье вообще никто такого никогда не ел, даже муж, который может позволить себе любое количество калорий!

Результат не заставил себя ждать: дочка начала набирать вес, испортилась кожа, появились прыщи. К тому же она отказалась ходить на танцы, которые так любила. Дома перестала делать зарядку – видите ли, Лена сказала, что это всё ерунда, нельзя себя принуждать, «вредно для кармы». Бред какой-то. Научила дочку идиотскому слову «бодипозитив» – мол, нужно любить себя такой, какая ты есть, и радоваться.

Господи, чему радоваться-то? Жирной заднице? Щекам, как у хомяка? Тому, что ни один мальчик на тебя не взглянет?

Пыталась объяснить дочери, к каким последствиям приведёт такой образ жизни, – не слышит. Пугала её грядущим бесплодием, приводила в пример бабушкину раннюю смерть и дядины заболевания – не действует. Эта Лена её словно заколдовала. Конечно, жить так, как она, легче и приятнее, но ведь это тупиковый путь.

Татьяна, как же так? Столько лет учила дочку хорошему, и вдруг является чужая девица с немытой головой и с ходу разбивает нашу жизнь! Возможно, дочь и одумается через некоторое время, я ведь сама начала худеть уже в институте, но как же мне приходилось трудно! Я радовалась, что она с детства приобрела полезные привычки, ей будет легче, комфортнее, и вдруг такое крушение всех надежд.

Учится дочка хорошо, никакой депрессии, которую она могла бы заедать, у неё явно нет, да и с чего бы? Единственный обожаемый ребёнок, в семье у нас всё хорошо. Беда в том, что муж и свекровь не поддерживают меня, не ругают дочку за лишний вес и всеядность. Они относятся к проблеме несерьёзно, говорят: «Ты замучила ребёнка диетами, пусть порадуется, всё это потом пройдёт». Но ведь потом может быть поздно, пищевые привычки из детства сохраняются на всю жизнь.

Я просто в отчаянии. Татьяна, помогите мне, пожалуйста! Как достучаться до дочери, отвлечь её от этой порочной дружбы? Я не могу ей запрещать, но как сделать так, чтобы она снова услышала меня?

Из письма Юлии,
Московская область

Комментарий детского психолога

Уважаемая Юлия, восхищаюсь вашим железным характером и сверхъестественной силой воли. И хотя ваше окружение не одобряет необычный для русской культуры образ питания (кто же в России не любит поесть?), вы крепко стоите на позициях строгой диеты. Однако враги здорового образа жизни оказались прямо в тылу: родная дочь предала идеалы и уже встала на гибельный путь, совращённая толстой Ленкой и поддерживаемая родными по отцовской линии.

И всё это не просто так. Хочу сказать: в конфликтах вокруг способа питания кроется глубокий смысл. Попробуем его разгадать.

Когда читала письмо, у меня возник образ борьбы со смертью в одиночку. Окружающие «пируют во время чумы», смерть приближается, никто её не замечает, а ведь практически вся пища отравлена. Как говорила Раиса Захаровна: «Соль – это белый яд, сахар – сладкий яд, а хлеб – вообще отрава!» Вы считаете, Юлия, что ваша задача – не только спастись самой, но и спасти дочку.

Поделюсь своими впечатлениями от сотрудничества с медицинским центром по лечению ожирения. Центр процветал уже с десяток лет, туда обращались одни и те же пациенты, все как один обладавшие железной волей. Все клиентки (а это исключительно женщины) уже были напуганы болезнями, которые их ждут из-за ожирения. А тех, кто боялся недостаточно, врачи дополнительно пугали прогнозами смертельных последствий лишнего веса. Кстати, многих пациенток язык не поворачивался назвать полными.

Методика лечения была проста – переход на строгую диету. Смысл её в следующем: сочетать и готовить продукты таким образом, чтобы блюда получались крайне невкусными. Лично меня от такой еды просто затошнило бы, настоящая гадость! Пациенты так питались до полугода, теряя около пяти килограммов в месяц, а затем им рекомендовали сохранить эту диету на всю оставшуюся жизнь. И многие держались несколько лет, а затем срывались (обычно после стресса), наедались от души всего вкусного, набирали вес и снова отправлялись лечиться в центр. Таким образом поддерживался круговорот пациентов.

Да, ещё всем предписывалась физическая активность, а в качестве мотивации – беседы с психотерапевтом, который внушал страх скорой смерти от переедания и идею того, что нравиться мужчинам могут только худые женщины, а толстые обречены прозябать в одиночестве и комплексах.

Замечу, что в русском языке слова «худой» и «плохой» имеют одинаковое значение. Культура страны оказывает влияние на привычки людей, на Руси издавна считались красивыми именно полные женщины, не зря возникла поговорка: «Мужик – не собака, на кости не бросается».

Мне и раньше казалась жестокой практика лишения людей вкусной еды, а работая в центре, я укрепилась в своём мнении. И ещё считаю негуманным пугать людей смертью для достижения своих профессиональных целей. Мы и без того запуганы трудно контролируемой информацией, которая льётся на нас из телевизоров, радио, интернета. Допускать, чтобы нас пугали ещё и родственники, – это уже чересчур!

Неудивительно, что дочь сопротивляется вашим страшилкам и совершенно не верит, будто рано умрёт, как бабушка, или заболеет, как дядя. Родные вашего мужа, слыша подобные речи, сочувствуют ребёнку. Мне тоже хочется вмешаться и попросить вас, Юлия, больше так не делать. Я не случайно описала вам суть работы диетологического центра, методика которого явно не приводит к разрешению проблемы лишнего веса. Поскольку переедание нельзя контролировать диетой.

Поймите, Юлия: стоит вашей железной воле ослабнуть, и проблема покатится как снежный ком с горы. Вы своими руками ломаете главную жизнеобеспечивающую систему – систему питания, она у вас стала работать парадоксальным образом. Обычно питание обеспечивает жизнь, а голод – это смерть. В вашем восприятии питание ведёт к смерти, его нужно сократить до минимума.

Человек хочет есть, но при этом сам себя ограничивает и не позволяет наесться. Тот, кто нас чего-либо лишает, воспринимается как агрессор, а тот, кого лишают, – жертва. В данном случае и жертва, и агрессор сходятся внутри одной личности. Личность находится в расщеплённом состоянии – она и агрессор, и жертва.

Агрессор сильнее жертвы, ведь вы выполняете его требования – сидите на диете. Этот внутренний агрессор наверняка регулирует не только питание, но и другие сферы вашей жизни, лишая простых сиюминутных удовольствий. И всё это – не просто ваши личные воззрения, они пропитаны духом времени, актуальными теориями. Не буду долго распространяться, все мы знаем, откуда пошла мода на худых женщин и к каким последствиям она приводит. Этими теориями правят торговля, бизнес, но уж никак не здравый смысл.

Плюс к этому, Юлия, у вас есть собственные страхи, переживания. В реальности ваша девочка здорова, весела и хочет наслаждаться жизнью и едой. Она нашла себе прекрасную подругу, живущую с девизом «любить себя такой, какая есть, и радоваться». Дай бог всем таких жизнерадостных и позитивных подруг. А тут мама – про смерть, бабушку, дядю, бесплодие… Ужас! Бежать!

Подростки устроены разумно, они сопротивляются неразумию родителей. Чем жёстче вы станете ограничивать дочку, тем сильнее она будет стремиться «уйти вразнос», то есть в сторону, противоположную той, куда вы её толкаете.

А ещё, не дай бог, ваши пророчества застрянут в голове дочери, и она воспримет их как руководство к действию, как свою обязанность повторить судьбу дяди, бабушки и прочее.

Вы пишете, Юлия, что у вас проблема с дочкой. А проблема на самом деле – в вас самой, с ней надо разбираться, навскидку её не определишь. Могу немного профессионально пофантазировать. Вы утверждаете, что в семье «всё хорошо», а далее сразу сообщаете о своём негодовании относительно ребёнка. Вижу в письме агрессию. Её источником может быть страх, сохранившийся после смерти матери, или отношения с мужем, на самом деле не такие уж гармоничные, как вы утверждаете. И эти ваши эмоции «спускаются» на безопасный объект – ребёнка. Почти все родители время от времени так делают.

Рекомендую вам определить истинный источник беспокойства и, как следствие, агрессии. Может быть, это неуверенность в любви мужа: стройную любит, а если растолстею? И, безусловно, ваша реальная проблема – парадоксальное отношение к еде и неспособность регулировать питание естественным способом. Как? Очень просто. Обычно если человек голоден, он ест, пока не почувствует сытость, затем останавливается. Когда сыт – не ест. Не ест «про запас», не ест, чтобы поднять настроение. Продукты выбирает интуитивно, доверяет чувству «сегодня хочется этого». У вас, как мы видим, это не получается, вы сами постоянно ставите себе жёсткие рамки, боитесь сорваться.

К сожалению, история нашей страны изобилует революциями, войнами, катастрофами и катаклизмами. Отсюда возникло представление о сверхценности еды. Оно передавалось из поколения в поколение, в итоге привело к массовому ожирению и проблемам со здоровьем. И отношение людей к еде сменилось на противоположное, для многих пища стала врагом номер один. Возможно, на вас оказала подсознательное влияние и какая-нибудь семейная история – не про вашу маму и брата, а более давняя, как раз связанная с голодом. Советую вам провести расследование в этом направлении, желательно в компании со специалистом-психологом.

А с вашей дочкой, Юлия, всё будет в порядке – если только вы не станете ежеминутно заглядывать ей в рот и проверять, чисто ли вымыты волосы у её подружки.

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №7, февраль 2019 года